Решением Специальной республиканской комиссии по предупреждению распространения коронавируса в Узбекистане с 23 марта все предприятия и учреждения Ташкента, независимо от формы собственности, перешли на дистанционный режим.

Тысячи сотрудников различных сфер продолжили выполнять свои трудовые обязанности, только уже находясь не в офисе, а дома. Традиционные собрания начали проводить онлайн при помощи таких сервисов, как Zoom, который поднялся на первые строчки магазинов приложений, все общение с коллегами перетекло в мессенджеры.

Массово переводя сотрудников на удаленную работу, руководители должны были позаботиться об обеспечении не только необходимой техникой, но и стабильным интернетом, чтобы сотрудник всегда оставался на связи и мог оперативно реагировать на поставленные задачи.

Это не могло не отразиться на деятельности интернет-провайдеров и сотовых операторов.

Так, в марте интернет-трафик в LTE сетях Mobiuz вырос на 16% по сравнению с февралем этого года, сообщили Spot в PR-службе компании.

«На повышение нагрузки на мобильные сети и рост интернет-трафика повлияли отмена занятий в учебных заведениях и переход учащихся на дистанционное образование, перевод государственного и негосударственного сектора на удаленное обслуживание, увеличение количества онлайн-заказов. Кроме того, росту трафика в нашей сети способствует предоставление компанией бесплатного доступа на веб-сайты популярных СМИ и порядка 10 информационно-образовательных ресурсов, снижение цен на интернет-пакеты. В этой связи все технические и IT-службы Mobiuz работают в режиме максимальной производительности», — подчеркнули в компании.

В то же время оператор был вынужден временно закрыть собственные мини-офисы в Ташкенте, оставив для обслуживания клиентов два центра.

В Ucell все центральные офисы обслуживания по стране перевели на семидневный график работы и запустили услуги доставки сим-карт, обслуживания абонентов с выездом на дом.

В Sarkor Telecom сообщили об увеличении нагрузки на сеть на 20% в связи с увеличением количества людей, работающих из дома.

«Сейчас замечаем, что использование трафика в дневное время увеличивается, а в ночное — уменьшается», — отметил генеральный директор East Telecom Ли Бек Хи.

У игроков рынка растет не только объем потребляемого клиентами трафика, но и увеличивается клиентская база. В частности, представитель провайдера Skyline отметил, что с начала месяца количество новых подключений среди физических лиц по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 20%.

Кроме того, постановлением правительства запрещено в течение двух месяцев отключать от интернета и телефонной связи за неоплату услуг. Операторы уже заявили, что услуги мобильной связи не подпадают под действие документа.

Почти все опрошенные Spot провайдеры отметили, что ждут указаний Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций для определения механизмов отсрочки платежей.

«Теперь не будем отключать физических лиц от услуг телефонии и интернета за несвоевременную оплату. Думаю, с финансовой точки зрения это никак на нас не отразится,» — сказал Ли Бек Хи.

Игроки рынка настоятельно рекомендуют пользователям услуг интернет не вестись на громкие заголовки в некоторых СМИ и «понимать разницу между освобождением от уплаты и отсрочкой платежа».

«Бесплатного интернета, к сожалению, не будет. Платить придется, просто позже», — отмечают они.

Другая сторона медали

Не для всех ситуация в этой сфере складывается одинаково хорошо.

С одной стороны работающие удаленно сотрудники повышают спрос на домашний интернет, с другой — в пустующих офисах больше некому пользоваться интернетом. Поэтому компании, которые итак терпят убытки из-за карантина, временно приостанавливают контракты с провайдерами.

«Мы работаем в сегменте b2b, поэтому не можем расширять свою клиентскую базу. Уже порядка 20% компаний, с которыми мы работаем, временно приостановили контракты. Полагаю, это еще не окончательная цифра. Конечно, мы будем нести потери», — сказал сооснователь интернет-провайдера Salom Telecom Сергей Стрельцов.

На компании отразится и то, как бизнес будет выбираться из кризиса, когда завершится карантин. Есть риск, что некоторые представители малого бизнеса могут не пережить эти сложные времена и обанкротиться.

«Мы все связаны. Если потери партнеров будут велики, это отразится и на наших с ними контрактах. Возвращаясь к прежней работе компании постараются оптимизировать расходы и начнут снижать тарифные планы», — добавил представитель Salom Telecom.

По мнению Сергея Стрельцова, ситуация пока не критична. Компания, отправив сотрудников на удаленную работу, также сократила часть расходов и поэтому пока не терпит убытки.

«Будем следить за ситуацией на протяжении месяца. Если снижение расходов вместе со снижением доходов сильно не повлияет на нашу деятельность, может удастся мягко пережить кризис. Все что мы можем сделать сейчас — идти навстречу клиентам, чтобы вместе выбраться из сложившейся ситуации», — говорит соучредитель провайдера.

О приостановке контрактов с корпоративными клиентами сообщили также в компании Skyline:

«Порядка 7−12% потребителей в b2b секторе (особенно гостиницы, интернет-кафе, рестораны и точки общепита) в связи с закрытием на карантин приостановили договора. Потери планируем покрыть за счет новых подключений как физических лиц, так и юридических. Есть направления, как например продовольственные супермаркеты или строительство домов, на которых вирус не отразился негативно. Будем сотрудничать с ними», — отметил директор филиала компании Артур Фарзутдинов.

Выручка интернет-провайдеров падает не только потому, что юрлица отказываются от их услуг. Как отметили в компании East Telecom, негативное влияние на финансовое положение окажут трудности с поставкой оборудования и материалов для строительства волоконно-оптических линий связи.

«Пока мы только следим за ходом развития событий, чтобы иметь возможность делать хоть какие-то прогнозы», — подчеркнул руководитель компании.

Все компании, с которыми общался Spot, заверили, что увеличивающаяся нагрузка на сеть никак не отразиться на скорости интернет-соединения у пользователей.