30 марта, в понедельник, Spot приводил примеры того, как американский бизнес пытается удержаться на плаву. Сегодня же советы и примеры от российского бизнеса, которые собрал российский Forbes.

Даже если эти примеры не помогут напрямую (учитывая как сильно различаются условия для бизнеса в Узбекистане и других странах), они могут вдохновить отечественных предпринимателей найти свой вариант выхода из ситуации.


Перейти в онлайн

Самый актуальный совет в условиях всеобщей изоляции — перевести бизнес в онлайн. Первыми адептами такого «переезда» стали турагентства, рестораны и фитнес-клубы, которые ощутили удар коронавируса раньше остальных.

«Очевидное решение для фитнес-клубов — переводить тренировки в онлайн-формат, для непродуктовых офлайн-магазинов — развивать продажи через интернет или соцсети», — советует основатель и гендиректор IT-компании Globus Павел Короткий.

Некоторые рестораны нашли выход в работе только на доставку, другие стали создавать онлайн-бары — виртуальные комнаты, в которых можно пообщаться по видеосвязи с людьми из разных уголков Земли за бокалом вина.

Впрочем, переехать в онлайн могут не все. У тех, кто занимается, например, грузовыми и пассажирскими перевозками или сдают помещения в аренду, «шансов практически нет».

В этом случае можно изменить продукт или услугу: грузоперевозчиков на время перепрофилировать в курьеров и доставлять заказы агрегаторов доставки еды, представителей бьюти-индустрии — в ведущих мастер-классов и семинаров в онлайне.

Базовый набор решений, которые понадобятся для успешного перехода в онлайн, — сайт, приложение, внутренняя корпоративная система для сотрудников, аккаунты в соцсетях и навыки в интернет-продвижении.

Для экономии времени и средств можно использовать недорогие или бесплатные конструкторы (например, сайт-конструктор Tilda), а для отслеживания метрик и учета средних чеков вместо внутренней корпоративной системы — обычный Excel и мессенджеры.

Сократить расходы по максимуму

Что именно резать, чтобы не загубить бизнес, сильно зависит от размеров компании и сферы, в которой она работает, но несколько универсальных советов все же существуют.

Первыми должны идти под нож необязательные траты на командировки (если у кого-то они еще остались), обучение персонала, еда за счет компании и ресурсы, которые редко идут в ход.

Следующий шаг — перераспределить траты на закупки. Если такая «косметика» не помогла, стоит переходить к сокращению базовых затрат — арендных платежей и фонда оплаты труда.

Самый эффективный способ сократить арендные расходы — не торговаться за скидки, а отказаться от офиса и других площадей, без которых бизнес может прожить.

Оптимизировать работу команды

Но и людьми иногда приходится жертвовать. Что делать, если средств на оплату полного ФОТ не хватает, а команду терять не хочется?

Самое простое решение дилеммы — отказаться на время от бонусной части и выплачивать только оклад. Или попросить сотрудника взять отпуск за свой счет.

Персоналу можно предложить временную работу с более низкой ставкой и квалификацией или заменить ими аутсорсеров: менеджера отправить принимать звонки, официанта сделать курьером.

Так поступил Александр Мартынов, совладелец московского кафе «Сверстник». Из-за коронавируса он потерял 60% гостей, поэтому оставил работать только доставку. Официанты и менеджеры стали развозить заказы на дом, бармены — упаковывать еду в тару и коктейли в бутылки.

Нестандартный способ пережить кризис и не растерять команду — перевести персонал к другому работодателю с условием, что они могут вернуться.

Например, турагентов можно отправить в продуктовые супермаркеты, а экскурсоводов и организаторов мероприятий — на соседний склад.

Чего делать не стоит, так это своевольно снижать или переставать платить зарплату. Это нарушение трудового законодательства и влечет за собой санкции.

Изменить маркетинговую стратегию

Кроме очевидного совета урезать маркетинговый бюджет, если не хватает денег на зарплаты и аренду, есть еще несколько более специальных рекомендаций.

Во-первых, стоит перенести все маркетинговые активности из офлайна (билборды в карантин сильно теряют в эффективности) в онлайн.

Еще один действенный сейчас ход — проявить заботу о пользователях, например, предоставив бесплатный доступ к части своих продуктов. Кампании с бесплатными товарами и услугами быстро становятся вирусными безо всяких дополнительных усилий.

Если возможности отдавать бесплатно нет, можно проявить заботу в мелочах. Например, вкладывать в заказ медицинскую маску или санитайзер, которые сейчас в дефиците, если бизнес все равно закупил те и другие оптом заранее.

Бывает, что экономика компании не позволяет и этого. В таком случае стоит сфокусироваться на «социальных» продуктах — более дешевых аналогах с меньшим набором характеристик.

Диалог с пользователем сейчас нельзя строить с большого ценника. Хайповать на теме коронавируса тоже не рекомендуется — каждая шутка или мем обесценивает опасность ситуации и может вызвать волну негатива.