
Хамидулло Нормурадов,
главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации президента.
Что происходит в мире
Мировое автомобилестроение переживает не лучшие времена. После девяти лет роста с 2009 года, объём производства в 2019 году снизился до 92 млн автомобилей:

Мировое производство легковых автомобилей. Источник: Statista GmbH.
Снижение экономического роста в Китае, усугубляемое затянувшейся торговой войной между США и Китаем, ослабевший автомобильный рынок в Индии и проблема Brexit в сочетании с жесткими стандартами выбросов в Европе продолжают оказывать негативное влияние на мировой спрос на автомобили.
Снижение экономической активности и доверия потребителей означает не только снижение объемов рынка, но и уменьшение прибыльности предприятий всей машиностроительной отрасли. По итогам 2020 года, позиции мировых лидеров по производству остались неизменными:
Место  | Производитель  | Местонахождение головного офиса  | Количество автомобилей  | 
1  | Toyota  | Япония  | 10,5  | 
2  | Volkswagen Group  | Германия  | 10,4  | 
3  | Hyundai / Kia  | Ю.Корея  | 7,2  | 
4  | General Motors  | США  | 6,9  | 
5  | Ford  | США  | 6,4  | 
6  | Nissan  | Япония  | 5,8  | 
7  | Honda  | Япония  | 5,2  | 
8  | FCA (Fiat)  | Италия  | 4,6  | 
9  | Renault  | Франция  | 4,2  | 
10  | Groupe PSA  | Франция  | 3,6  | 
Мировые лидеры по производству легковых автомобилей, 2019 год, млн шт. Источник: worldatlas.com.
Сейчас автопроизводители пересматривают свои прогнозы на 2020 год, но неопределенность в отношении как продолжительности, так и «глубины» пандемии не дают возможности точного расчета. Без исключения можно сказать одно — все ведущие автопроизводители прогнозируют снижение продаж и прибыли в 2020 году.
Согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировой рынок автомобилей в марте снизился на 37,9%. За первые три месяца 2020 года было реализовано 17,1 млн единиц автомобилей, что на 23,9% меньше, чем в предыдущем квартале.
По итогам года, пандемия коронавируса может снизить продажи легковых автомобилей в мире минимум на 15% (с 90,3 млн до 76,6 млн). При менее благоприятном течении пандемии, если коронавирус не удастся локализовать до третьего квартала, в 2020 году рынок может обрушиться на 23% (до 69,4 млн).
Международное рейтинговое агентство Moody’s также снизило прогноз спада объемов автопрома на мировом рынке в 2020 году до 14%. Предыдущий прогноз в феврале составлял -2,5% и был пересчитан в связи с усилением негативного влияния COVID-19.
Больше всего снизятся продажи в тех странах, которые пострадали от пандемии больше других. По прогнозу Moody’s, наиболее существенно продажи упадут в Западной Европе (-21%), США (-15%), Китае (-10%), Японии (-8%). Восстановление продаж до уровня 2019 года ожидается только к 2021 году.
В любом случае, темпы падения продаж из-за коронавируса могут в несколько раз быть выше спада продаж, зарегистрированных в период мирового финансового кризиса 2008 года, когда продажи легковых автомобилей в мире снизились всего на 8,7% — с 70 млн до 64 млн единиц.
Снижение объема продаж также влияет на количество занятых в отрасли. В связи с коронавирусом, европейские автопроизводители в январе-апреле сократили объем производства на более чем 2 млн. автомобилей; уволено или сокращено рабочее время 1,14 млн сотрудников:
№  | Страна  | Количество пострадавших сотрудников, тыс. чел.  | Снижение производства, тыс.шт.  | 
1  | Германия  | 568,5  | 553,8  | 
2  | Франция  | 90,0  | 272,4  | 
3  | Италия  | 69,4  | 124,5  | 
4  | Великобритания  | 65,5  | 167,1  | 
5  | Испания  | 60,0  | 379,0  | 
6  | Венгрия  | 30,0  | 47,3  | 
7  | Португалия  | 20,0  | 33,0  | 
Сокращение производства и спроса на рабочую силу в автомобильной отрасли европейских стран. Источник: Евростат.
Что происходит в Узбекистане
Пандемия коронавируса и связанный с ним карантин не сильно повлияли на результаты автомобильной промышленности Узбекистана в I квартале 2020 года.
В январе и феврале загрузка мощностей была высокой, на складах имелось достаточное количество частей для производства. В целом, объем производства в I квартале составил 8,7 трлн сумов, 
На местном рынке было реализовано 94% выпущенных легковых автомобилей. Вместе с тем, вдвое снизилась реализация грузового автотранспорта и автобусов на местном рынке.
Как видно из таблицы ниже, от пандемии коронавируса автомобильная промышленность в основном снизила объемы производства грузовых автомобилей и автобусов.
В январе-феврале предприятия отрасли приблизились к проектной мощности, а условия карантина начали сказываться в марте. В основном из-за сложностей в доставке импортных частей, снижения деловой активности в мире и девальвации национальных валют в странах СНГ:
№  | Наименование  | I квартал 2020 года  | в % к I кварталу 2019 года  | 
1  | Автомобили легковые,   | 75635  | 127,1  | 
Специализированные автомобили  | 1470  | 128,9  | |
«Дамас»  | 12970  | 125,3  | |
"Нексия"  | 20721  | 132,1  | |
"Джентра"  | 14459  | 138,5  | |
"Каптива"  | -  | -  | |
"Спарк"  | 8256  | 173,4  | |
"Малибу"  | -  | -  | |
"Кобальт"  | 17759  | 138,4  | |
"Трекер"  | -  | -  | |
2  | Автомобили грузовые  | 1014  | 76,6  | 
3  | Автобусы  | 312  | 78,4  | 
Количество произведенных автомобилей в Узбекистане, I квартал 2020 года. Источник: Госкомстат.
В случае продолжения пандемии у основных торговых партнеров Узбекистана, могут быть использованы альтернативные маршруты доставки частей из зарубежных стран и готовой продукции.
В частности, рассматривается вопрос доставки отдельных частей авиатранспортом, оптимизируются логистические маршруты через Грузию (Турция — Грузия — Азербайджан — Туркменистан — Узбекистан) и Россию (Турция — Россия — Казахстан — Узбекистан).
В связи с ограничительными мерами в некоторых странах и усилением режима карантина, транспортировка грузов длится на несколько дней дольше и обходится на 20−50% дороже. Для поддержки автомобильной промышленности, государство может покрыть часть этих расходов.
Статистика внешней торговли в отрасли показывает хороший рост в динамике, но в абсолютных значениях показатели довольно низкие.
Объем импорта частей в несколько раз превышает объем экспорта. Частично это объясняется тем, что в виду усложняющейся ситуации в мире в I квартале 2020 года предприятия отрасли старались нарастить запас частей для автомобилестроения в достаточном объеме. В последующем рекомендуется учитывать соотношение «экспорт/импорт» для оценки уровня локализации.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост экспорта легковых автомобилей составил два раза, грузового автотранспорта 2,67 раза.
Однако соотношение «экспорт/производство», которое косвенно свидетельствует о конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, остаётся на низком уровне: 3,8% легковые автомобили; 13% грузовой автотранспорт; 10,2% автобусы.
Необходимо продолжить и углублять те меры, которые позволили резко увеличить количество производимых и реализуемых населению автомобилей. «Узавтосаноат» начал трансформацию отрасли и системы продаж в 2018 году.
Тогда компания запустила новые для покупателей услуги, такие как «Едем к вам», «Автосалоны под открытым небом», платформу Uzavtosavdo.
Сроки поставки автомобилей были сокращены в среднем с 6−7 месяцев до 2−3 месяцев. Будем надеяться, что в скором будущем конкуренция со стороны иностранных производителей и широкое внедрение цифровых систем позволит сесть за руль своего автомобиля в день оплаты.
Влияние пандемии на автомобильную отрасль во II квартале будет намного серьёзней. Производство на многих предприятиях переведено с двух смен на одну, часть административного персонала работает удаленно, автосалоны закрыты на карантин.
Для юридических лиц запущен онлайн маркетплейс Uzcardtrade.uz, физические лица могут купить автомобили онлайн, а также в сети супермаркетов korzinka.uz. Для стимулирования спроса на некоторые модели действуют скидки, cashback, беспроцентная рассрочка.
Пандемия коронавируса диктует свои новые условия работы и жизни. Как и многие автопроизводители, наши предприятия тоже вовлечены в борьбу с коронавирусом. Например, ООО СП «Уз Донг Янг Ко» оперативно наладила производство медицинских масок и защитных щитков для лица. За короткий период, было произведено более 1,5 млн медицинских масок, в том числе 250 тыс. отправлено на экспорт.
Для производства лицевых щитков используется местное сырьё, которое также применяется в автомобильной промышленности. В настоящее время мощность составляет 2 тыс. защитных щитков в день, с возможностью нарастить объем производства до 10 тыс. единиц в день. Большая часть этих масок будет экспортироваться в страны СНГ.
Если говорить о прогнозах на 2020 год, руководство всех 75 предприятий входящих в отрасль, принимают необходимые меры по обеспечению показателей, принятых до объявления пандемии.
Если удасться ограничить пандемию в течении одного-двух месяцев, с большой вероятностью до конца года производство легковых автомобилей может достичь запланированных 280−300 тыс. штук.
Для этого государство планирует стимулировать спрос со стороны населения путем облегчения получения автокредита; расматривается возможность выпуска новых моделей автомобилей. Важным остаётся вопрос цифровизации на всех уровнях — от процессов производства, реализации, до оказания гарантийного и пост-гарантийного сервиса.
В целом, для достижения этих трудных, но вполне реальных показателей, каждый руководитель предприятия должен внести свой вклад, действовать в интересах государства и народа, консолидировать всех сотрудников в этом направлении.
                                                    
											
											
											
                            
											
											
											
                            