В начале июня основательница и руководительница Human House Лола Сайфи сообщила на своей странице в Facebook, что собственник дома, где находится галерея, собирается продать его. По словам Лолы, на дом из самана в центре Ташкента уже нашелся покупатель, который собирается снести его и построить здесь гостиницу.

Помешать продаже объекта нельзя, потому что это частная собственность, но можно выкупить за $150 тысяч, которых у владельцев галереи, правда, нет.

Сейчас Лола Сайфи запустила краудфандинговую кампанию и обратилась в 15 государственных ведомств с просьбой внести дом в список объектов культурного наследия, защитив, тем самым, от сноса.

Основательница Human House рассказала Spot об истории аренды здания, его культурной ценности и нынешней ситуации, а архитектор-дизайнер и специалист международной архитектурной компании Cube Design Тахмина Турдиалиева прокомментировала возможные пути сохранения знакового для Ташкента места. Spot также пообщался с предпринимателем, который хочет снести дом.


Лола Сайфи,

основатель и руководитель галереи Human House.

Галерея Human House существует уже 20 лет — сначала мы сидели в подвале около ЦУМа, затем переехали на Шота Руставели в двухкомнатную квартиру. Потом нам стало там тесно, к тому же, мы давно мечтали проводить мероприятия и иметь свое кафе.

Я перерыла весь город в поисках места, которое можно было бы превратить в творческий кластер, ведь вместе с нами хотели работать много творческих людей, ремесленников, художников.

Увидела в соцсетях, что сдается этот дом — тогда это был бывший ресторан «Омар Хайям». Здание было в аварийном состоянии, за ним никто не следил, оно было очень запущенное. Мы договорились с собственником, что я его отремонтирую, и обговорили долгосрочное сотрудничество.

Фото: facebook.com/humanhuman.net/

Официальный договор аренды можно заключить только на три года, в ноябре 2020 года у нас как раз подходит к концу этот срок. И тут собственник полгода назад заявляет о том, что он решил продать дом.

Возле дома стал часто появляться некий молодой человек, который уже что-то измеряет вместе со строителями. Выяснилось, что это тот самый покупатель, который уже внес залог и готов выкупить здание в любое время.

Я подумала, что в следующий раз поговорю с этим человеком, может быть, удастся договориться. Рассказала ему, чем мы занимаемся, что мы культурный центр, который знают во всем мире: мне даже буквально вчера звонила знакомая, говорит, что в Америке совершенно незнакомые люди уже знают, что сносят Human House и не понимают, как так можно.

У нас уже за рубежом имидж страны сносов. Я предложила покупателю сотрудничество на тех же условиях, что и с предыдущим собственником, он покивал головой на это, и я подумала, что мы сможем договориться.

И тут мы совершенно неожиданно слышим, как он у нас под окном говорит со строителями о том, как он здесь все снесет, вырубит 60-летние чинары, потому что его здесь все не устраивает, и построит трехэтажную гостиницу.

При этом, буквально в 50 метрах от нас находится пустырь, на котором нет ни деревьев, ни строений, ни функционирующего бизнеса. Пожалуйста, стройте, но зачем резать по живому?

Здесь, на нашем пятачке, уже есть три гостиницы, а во всей нашей махалле их вообще огромное количество. А вот других галерей здесь нет.

И вообще, в городе уже почти не осталось таких старых саманных домов с историей, атмосферой. И я считаю, что такие дома нужно беречь, государство должно это контролировать.

И даже если это здание досталось собственнику, он тоже не должен иметь права его сносить, это распространенная практика во всем мире. Есть много примеров, когда ты можешь являться собственником, но не можешь вбить и гвоздя без разрешения государства.

Да, это не какой-то очень старинный дом, а просто старый еврейский дом, построенный по технологии «саман-сувок». Но здание уникально — даже не своей исторической ценностью, а тем, что здесь делают люди. У него есть свой культурный код.

Фото: 2GIS.uz

Здесь есть гений места, этот дом уже нельзя просто так взять и перенести — в другом месте это все не будет работать.

За те три года, что мы работаем здесь, нас внесли в реестр культурных объектов хокимията Ташкента, рекомендованных к посещению туристами, а также в реестр туристических объектов ассоциации «Хунарманд».

Кроме этого, мы внесены во все мировые путеводители, такие как Lonely Planet, Tripadvisor. Мы как-то подсчитали, что за несколько месяцев нас посетили туристы из 180 стран.

Люди возвращаются сюда, потому что мы создаем особую национальную атмосферу: бесплатно угощаем всех гостей чаем, как и полагается по узбекским традициям, у нас можно попробовать сладости, мы варим сумаляк, проводим мастер-классы, поддерживаем художников, делаем бесплатные выставки, у нас дают концерты местные музыканты, которым больше негде выступать.

Я сейчас обратилась во множество инстанций для того, чтобы попытаться получить для дома статус культурного наследия. Даже если мы не успеем собрать денег и выкупить здание, его не должны сносить.

В понедельник отправила 15 обращений всем, кто может повлиять на ситуацию, начиная от Общественного совета при хокимияте Ташкента и заканчивая президентом, также обращусь к председателю Сената, министру культуры, председателю Госкомтуризма, координатору ООН в Узбекистане и многим другим.

Сейчас собственник не прерывает с нами договора аренды, он знает, что до ноября мы будем здесь. Но дело в том, что мы договаривались с ним о пролонгировании договора, и он был обязан передать эти условия новому собственнику в случае продажи здания.

Сюда было вложено достаточно много денег: мы поменяли всю электропроводку, заменили прогнившие лестницы, переложили крышу, привели в порядок двор. Все это большие затраты. А еще было такое, что мы платили налоги за собственника, потому что у него инвалидность и ему тяжело.

Сегодня я хочу попробовать собрать деньги и выкупить здание. Я делаю это не для себя, а для людей — все, что я зарабатываю, я вкладываю сюда, в развитие ремесленничества, творчества.


Фото: 2GIS.uz

Я понимаю, что сейчас тяжело, у людей нет средств, на карантине я сама заработанные коучингом и консультациями деньги отправляла на благотворительность для пожилых людей и молодых мам. С миру по нитке, и если бы у людей была возможность скинуться хотя бы по тысяче сумов и помочь сохранить это место, я была бы очень благодарна.

Я сама ни разу в жизни не просила у кого-то вот так денег, но сумма большая, $150 тыс., в период карантина я не могу сама собрать эти деньги, но коллективно это сделать, думаю, можно. Будет здорово, если найдутся меценаты, которые могут потратить на это деньги и поддержать культуру.

Да, это частная собственность и ее нужно уважать, но мы можем выкупить этот дом и сохранить его для будущего поколения. Мы знакомим людей с культурой, у нас обучаются дети, молодежь, пожилые людей, к нам приходят на бесплатные кинопоказы, выставки, встречи и искусствоведами и историками.

Хочется сказать людям: «Пожалуйста, помогите нам тоже». Я надеюсь, что мой крик о помощи не останется без ответа.

Тахмина Турдиалиева,

архитектор-дизайнер, менеджер проектов в международной архитектурной компании Cube Design (Шэньчжэнь, Китай).

Важно прокомментировать вопрос с точки зрения градостроительства: живость в городе можно поддерживать только благодаря богатой культурно-функциональной инфраструктуре.

В Ташкенте эта инфраструктура неустойчивая и непостоянная — разрушаются старые элементы, создаются новые. В итоге теряем обжитость, душевность.

Помимо инфраструктуры, также важны городские ткани, разнообразие среды, и в этом плане Human House — это уникальное творение, в котором не только можно получить культурный отдых, но и ощутить этническую среду обитания.

Учитывая, что помещение Human House внесено в список, рекомендованный к посещению объектов культурного наследия, как утверждает Лола Сайфи, остается надеяться, что соответствующие органы отреагируют на вопрос неравнодушно.

Насколько я знаю, в хокимияте не бывает отдельного реестра культурных наследий, которого нет в Департаменте по охране культурного наследия при Министерстве культуры. По крайней мере, так должно быть. Я не знаю, какие власти в Ташкенте, поэтому сложно сказать, какие шансы у Лолы добиться защиты здания как объекта культурного наследия.


Фото: 2GIS.uz

Будь это в Самарканде, реакция властей была бы оперативной благодаря налаженной обратной связи с хокимиятом. Обязательно нужно связаться с руководителем Департамента культурного наследия, который в каждом регионе свой, и призвать его к действию.

Также нужно достучаться до хокима столицы. Я считаю, что нужно попытаться расшатать чиновников, донести до них проблему и посмотреть на их реакцию. Но если вкратце, то да, думаю, что защитить здание в качестве объекта культурного наследия возможно. Вполне реально.


Spot связался с предпринимателем, который хочет выкупить здание (попросил не разглашать его имя). По его словам, он выбрал дом, потому что тот находится недалеко от его нынешнего рабочего места, но пока не планирует его сносить.

«Как я понимаю, Лола Сайфи желает сохранить исторический вид города. Тогда пусть она начнет строительство такого здания в другом месте, ведь дом имеет непрочный фундамент» — ограничился предприниматель.