Вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от индивидуального случая.

Зохид Улмасбаев, соучредитель LeBazar, рассказал Spot, как запустить онлайн-доставку продуктов и потребительских товаров, на что обратить внимание в продвижении, и в чем преимущества IT-платформы перед обычным сайтом.


С чего начать

Сперва нужно выявить целевую аудиторию: кому и что вы хотите доставлять. Важные критерии — сегмент, район, масштаб.

В этом бизнесе нужно постоянно наблюдать за целевой аудиторией, так как можно придумывать опции для разных сегментов потребителей. Например, давать возможность постоянной подписки, оказывать отдельный сервис с большими удобствами (срочная доставка, неограниченное количество заказов и т. д.).

Необходимо регулярно тестировать различные модели. Так предприниматель увидит, какая модель может стать его преимуществом, и сможет уделить ей больше внимания.

Далее стоит подумать об источнике предлагаемого товара. Это может быть собственный склад или магазин. Другой вариант — интеграция с уже существующим магазином или торговой сетью (LeBazar доставляет из сети супермаркетов korzinka.uz — прим. Spot).

Собственному складу будет сложно конкурировать с супермаркетом. В больших магазинах более широкий ассортимент. К тому же сеть супермаркетов по всему городу позволяет быстро и эффективно доставлять продукты.

Как зарегистрировать сервис

Регистрация компании занимает пару дней. Все оформляется через «Единое окно». Фирма оформляется как ООО или ЧП, для этого потребуется стандартный пакет документов.

  • паспорт учредителя;
  • юридический адрес компании;
  • документы для открытия расчетного счета в банке;
  • постановка на учет в Налоговой инспекции и выбор порядка налогообложения;

Для грамотной регистрации компании можно воспользоваться помощью юриста. Лицензия на этот вид бизнеса не требуется.

Стартовые затраты

Затраты на запуск онлайн-доставки варьируются от 100 млн до 2 мрлд сумов. Все зависит от «хотелок» и уровня автоматизации сервиса: можно разработать платформу за 100 млн сумов или написать сайт за 20 млн сумов, но насколько с таким сайтом можно будет масштабироваться — большой вопрос.

Величина автопарка зависит от эффективности логистики. Здесь стоимость автомобиля или его аренды — второстепенный фактор. Самое главное, насколько быстро и в каком количестве обрабатываются заказы.

Начинать стоит минимум с 510 автомобилей. В случае, если вы собираетесь открывать бизнес самостоятельно, то рекомендуется нанять курьеров со своими автомобилями.

Примерный список стартовых затрат выглядит так:

Объект

Сумма (в сумах)

Складское помещение

от 40 000 за квадратный метр

Автомобиль (Damas)

от 75 000 000

Разработка платформы

более 100 000 000

Зарплата персоналу

около 3−4 000 000 на сотрудника


Команда разработчиков начала создание LeBazar в 2016 году, сервис официально запустился в феврале 2017 года. На запуск проекта понадобилось более 2 млрд сумов, из которых 70% было потрачено на рекламу и бесплатную доставку.

Продвижение

Метод продвижения сервиса будет зависеть от выделенного бюджета. Однозначно необходимо чередовать непрямые виды рекламы и digital. Покупатель с большим доверием отнесется к компании, которая имеет рекламу на ТВ, радио и на билбордах по городу.

Это дорогое удовольствие, хотя и одно из наиболее эффективных. Поэтому предпочтения стартапов с маленьким бюджетом все-таки остаются в digital.

Как правильно подобрать персонал

Этот бизнес основан на информационных технологиях, поэтому важно правильно выбрать Chief Technical Officer (главного разработчика) или Chief Executive Officer (главного исполнительного директора).

Они, помимо технических навыков, должны иметь представление о предпринимательстве. Им предстоит не только выполнять поставленные задачи, но и работать как в команде, так и с сотрудниками партнеров.

Человек из индустрии доставки на первых порах будет источником специфики бизнеса. Но если на следующих этапах он не будет развиваться вместе с командой, то станет бесполезным. Здесь нужен больше консультант, а не член команды.

Важен также CRM (client relationships manager) — человек для общения с клиентами. Он оптимизирует поток коммуникаций между клиентами и всем бизнесом. Это ключевое лицо, от которого будет зависеть имидж сервиса и его качество.

Для digital-маркетинга часто выбирают компанию на аутсорсе. В случае с LeBazar была выбрана компания 5х10, специализирующаяся на онлайн-продажах.

Здесь очень важно найти свою команду методом проб и ошибок. Если позволит бюджет — можно воспитать и содержать свою команду специалистов.

Без глубоких знаний развития онлайн-сервиса, ни SMM, ни SEO-оптимизация не помогут эффективно развивать бизнес. Следует быть особенно осторожным: компания на аутсорсе будет больше заботится о своих доходах, нежели о доходах сервиса.

Чтобы найти логиста, нужно пройти через несколько этапов. Возможно, здесь лучше воспитать своих людей. Предпочтительно выбирать выпускников международных университетов с небольшим опытом в международных компаниях.

Окупаемость

Онлайн-доставка продуктов и товаров потребления — наиболее сложная модель в электронной коммерции. Товар быстро портится. Это в свою очередь усложняет логистику. Предпринимателю необходимо инвестировать огромную сумму в систему, и не только в сильный персонал, но и в автоматизацию всех процессов.

Нужно также понимать, что маржинальность такого бизнеса очень мала. Чтобы окупить стартовый капитал, предпринимателю, возможно, потребуются годы.

При этом никто не отменял инвестиции в развитие компании на будущих этапах. Сервис должен масштабироваться и увеличивать долю рынка, чтобы соперничать с классическим методом закупа: базарами, ларьками и сетями супермаркетов.

Зарубежом интеграторы получают порядка 1015% от супермаркетов в качестве комиссии. На рынке Узбекистана эта цифра значительно отличается.

Маржинальность в продуктах питания очень низкая, и местные игроки не готовы платить большую комиссию за онлайн-продажи.

Spot благодарит Зохида Улмасбаева за помощь в подготовке материала. Поддержите сознательный бизнес — подпишитесь на страницу LeBazar в Facebook. Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.