В условиях ужесточения карантинных мер в стране к представителям бизнеса приходит окончательное понимание, что просто переждать кризис не получится. Приходится либо подстраиваться, либо уходить с рынка, либо терять клиентов. Аналогичное понимание существует и в банковском сообществе.

Вынужденная цифровизация или пятилетка в три дня

В условиях ограничительных мер очевидное направление оптимизации банка — это перевод обслуживания в «цифру», то есть на дистанционные каналы. Но выяснилось, что далеко не все финансовые организации обладают необходимой инфраструктурой для обеспечения населения необходимыми банковскими услугами.

Процесс трансформации системы обслуживания, запущенный некоторыми банками еще до появления коронавируса, не может быть завершен в столь короткие сроки. К тому же спрос на услуги мобильного и интернет-банка хотя и растет, но до сих пор остается на низком уровне. По данным Центрального банка на 1 января 2020 года только около 10 млн жителей Узбекистана (менее 30%) являются пользователями дистанционных каналов банковского обслуживания.

К концу года эта цифра вырастет в силу фактического отсутствия альтернативы на получение услуг в период пандемии. Мировые банковские эксперты уже назвали это явление «вынужденной цифровизацией» или даже «принуждением к цифре». Дело в том, что если до этого количество пользователей услуг ДБО росло вполне естественным образом, то теперь значительная часть новых пользователей цифровых каналов являются не просто «цифровыми мигрантами», а по сути — «цифровыми беженцами».

В практическом плане для банков это означает значительное ухудшение качества взаимодействия с теми людьми, которые еще вчера предпочитали получать услуги и консультации в банковских отделениях. В сложившихся условиях таким клиентам сложнее продавать банковские продукты, а ведь большинство из них ранее относились к платежеспособному и лояльному сегменту потребителей банковских услуг.

Поддержка цифровизации через сеть устройств самообслуживания

В период существенных ограничений в работе банковских отделений поддержать «цифровых беженцев» призвана сеть терминалов самообслуживания. В этом направлении выигрывает тот, кто начал перераспределение клиентов на этот канал заранее.

Так, в европейских странах уже несколько лет развивается тенденция, когда все рутинные операции переносятся из отделений на банкоматы. В качестве похожего примера можно привести и российский банк «Тинькофф», созданный как исключительно цифровой банк. Эта финансовая организация имеет развитый в технологическом отношении парк устройств самообслуживания.

Решая задачу удержания ценных клиентов, привыкших к взаимодействию с банками в точках физического присутствия, финансовая организация инвестирует в повышение эффективности собственной деятельности. В ряде аспектов, в том числе в организации инфраструктуры наличного денежного обращения, банкам Узбекистана еще есть над чем работать. Терминальная сеть испытывает огромную нагрузку, так как расчеты наличными были и остаются доминирующими в стране. При этом речь идет о стандартных операциях по снятию наличных и пополнению карточного счета.

Хорошим примером того, насколько важной на сегодняшний день является роль устройств самообслуживания в обеспечении населения наличными деньгами, является казахстанский Halyk Bank. Обладая крупной в Центральной Азии терминальной сетью, банк только за период введенного в стране чрезвычайного положения выдал более 1,1 трлн тенге ($2,6 млрд).

Что до более широкого спектра предоставляемых на устройствах услуг, то на помощь банкам приходят лишь платежные киоски с функцией оплаты услуг мобильной связи, интернета и некоторых других. Являясь достаточно нишевым решением, платежные киоски, к сожалению, чисто технологически не закрывают всех задач банка в этом направлении. В частности, для пополнения банковского счета (в том числе самоинкассации) и внесения платежей по кредитам банкоматы являются эффективным и удобным для клиента инструментом.

Эпоха умных банкоматов

Мировая практика показывает, что банкоматы сегодня играют важную роль как для стран с развивающейся банковской сферой, так и для передовых экономик мира. По мнению издания Banking Journal, издаваемого ассоциацией банков США, сейчас идет эпоха развития умных банкоматов, когда устройства самообслуживания выполняют широкий спектр функций.

Уже сейчас размер инвестиций в развитие функциональности и обеспечение эффективности работы банкоматов и других видов терминалов начинает приближаться к стоимости самого банковского оборудования.

«Как компания, которая помогает банкам в Узбекистане развивать парк устройств самообслуживания, мы понимаем, что необходимое расширение терминальной сети для обеспечения доступа населения страны к наличным — это одна задача. А наращивание функциональных возможностей самих устройств — совсем другая.

Приятно видеть, что и до распространения коронавируса мультифункциональные банкоматы таких банков, как Ipak Yuli Bank, Asaka Bank, Aloqa Bank и многих других стали инструментом для эффективного продвижения на конкурентном рынке. Сейчас — в не самое просто время — еще выше становится важность внедрения новых функциональных возможностей: приема платежей картой или наличными, пополнения некарточного счета, оплаты кредита и внесение выручки", — рассказал заместитель генерального директора компании BS/2 Томас Аугуцявичюс.

На данный момент в Узбекистане насчитывается 5,5 тысяч банкоматов, из которых примерно 15% предоставляют клиентам возможность не только снятия, но и внесения наличных. Данные устройства позволяют совершить депозит до 200 банкнот одновременно. При этом они используются в основном для проведения стандартных операций по снятию наличных или обмену валюты. Внедрение расширенной платежной функциональности — следующий в технологическом отношении шаг для развития банковского самообслуживания.

На правах рекламы.