Азизбек Умаралиев, основатель маркетингового агентства Space, рассказал, какой путь прошел от момента создания своего бизнеса с нуля до работы с крупными отечественными компаниями, как обстоят дела с конкуренцией в этой сфере и почему бизнес «по-узбекски» больше не эффективен.

Как начать свой бизнес в 24 года? Почему вы выбрали именно направление онлайн-маркетинга?

Начать свой бизнес в 24 года несложно, если вы четко понимаете, что делаете, зачем и для кого. Либо у вас попросту нет другого выбора, кроме как начать двигаться самому. До открытия Space я более четырех лет проработал в семейном бизнесе по производству мебели и бытовой техники, получив львиную долю знаний и опыта именно там. Но обстоятельства сложились так, что мне пришлось покинуть семейную гавань и отправляться в сольное плавание. Однажды беседа с другом натолкнула меня на мысль, что еще со времен работы в семейном предприятии я активно занимался продвижением брендов на онлайн-площадках. И мне это очень нравилось. Собственно, с этого простого инсайта и началась моя работа над Space.

Насколько сложно было найти первых клиентов? Какой путь был пройден за эти два года?

Space был реальным стартапом. Первый офис находился в самой глубинке Чиланзарского района на Домрабаде и представлял собой комнатку в несколько квадратных метров и один диван. Обустроившись, я начал холодные звонки по местным компаниям и попутно узнавал у друзей и знакомых, кому нужны услуги по SMM, созданию сайтов, брендингу и так далее.

Были опасения, что бизнес не пойдет, не смогу найти клиентов и выплатить зарплату первым сотрудникам. Но все-таки новичкам везет. Ведь уже в первый месяц в числе наших клиентов были крупные компании: отель Wyndham, бутик Europa Exclusive и производитель фиточаев Zamona Rano. Такой старт дал мощный заряд мотивации. А дальше мы просто росли на глазах.

Через пару месяцев переехали в офис покрупнее в том же здании, в штате уже было около 10 человек. Еще через несколько месяцев мы перебрались в офис площадью 140 кв. м в центре города. Команда росла, на данный момент нас уже более 40 человек. И это всего-то за два года работы. Если говорить о проектах, то у нас в портфолио почти 200 брендов, как местных, так и зарубежных. И сейчас мы работаем с более 30 компаниями в сфере SMM и ведем порядка 10 разовых проектов по веб-разработке и брендингу.

Что означает понятие «бизнес по-узбекски» и что же отличает местных предпринимателей от заграничных?

Чисто мое субъективное мнение, но бизнес «по-узбекски» — это бизнес ради денег. Как у нас создаются компании? Предприниматель спрашивает у родственников и друзей, что сейчас рентабельно и прибыльно. Либо и вовсе принимает решение о будущей сфере деятельности, исходя из того, что сделали его знакомые и сколько на этом заработали: «О, Бобур на аптеках хорошо поднялся, новый дом построил, думаю тоже сеть аптек запустить». При этом в большинстве случаев будущий учредитель сети аптек даже мимо фармацевтического института не проходил, не говоря об опыте работы в этой сфере и знаниях основ отрасли.

За границей все происходит несколько иначе, потому что в большинстве случаев бизнесмен преследует не только цель заработать денег, а еще и идею, миссию и философию, которые вкладывает в будущее дело. Тщательно изучается рынок, составляется бизнес-план, формируется продукт, выбирается стратегия его продвижения. Только потом на основе всех анализов, данных о рисках и концепции бренда создается компания.


Может ли отечественный рынок рекламы конкурировать по качеству и идеям с заграничными агентствами? Как обстоят дела с конкуренцией на местном рынке среди агентств?

На мой взгляд, на данный момент digital-продвижение куда больше развито в других странах СНГ: России, Украине, Казахстане. Но мы потихоньку приближаемся к этому уровню. Я думаю, дело еще и в готовности потребителя воспринять ту или иную активность. В вышеперечисленных странах культура и менталитет немного отличаются от наших. Не скажу, что это плохо или хорошо, но там есть больше свободы для креативных коммуникаций, воплощения разных идей и реализации кейсов. Мы более консервативные, и это касается не только потребителя, но и предпринимателя. Немногие компании решаются на какую-то яркую активность либо попросту не хотят выделять бюджет.

Если говорить о локальной конкуренции, то сильные игроки среди узбекистанских маркетинг-агентств однозначно есть, но, к сожалению, их довольно мало. Даже когда формируется тендерный шорт-лист, чаще всего в нем указано лишь 5−6 действительно сильных агентств с хорошими кейсами и специалистами. Остальные — агентства-однодневки, которые опять-таки работают на количество, а не на результат. Многие из них гарантируют увеличение продаж в 5−10 раз, красиво продавая свои услуги. Но если логически подумать, почему эти агентства сами себе не могут обеспечить такой взлет продаж, если это так легко? Либо почему сами не открыли подобный бизнес?

В чем преимущества работы с агентством перед созданием SMM-отдела в рамках компании?

Вопрос о преимуществах работы с маркетинговым агентством всегда стоит ребром в начале работы. Но причин сделать выбор в пользу первых немало. Коротко говоря, передавая маркетинг и SMM агентству, вы избавляете себя от головной боли во всех ее проявлениях. Создание отдела, наем сотрудников, обучение, постоянное повышение квалификации, организация рабочего пространства и закуп оргтехники, больничные, отпускные и еще масса других пунктов при наборе SMM-менеджеров и маркетологов в штат. Передавая эти функции на аутсорс, руководитель компании может не только забыть о всем вышеперечисленном, но еще и получить за те же деньги или даже меньше объем работы в разы больше.


Какие еще болевые точки есть в отечественном бизнесе? Что вы можете порекомендовать предпринимателям?

Основываясь на своем опыте, я могу сказать, что многие наши бизнесмены все еще работают по «советской» схеме и пренебрегают современными тенденциями рынка. То есть считают, что достаточно просто открыть офлайн-точку, а клиенты сами придут без какой-либо рекламы и стимулирования интереса дополнительными каналами. Но с каждым днем конкуренция во всех сферах становится все больше и больше. Поэтому сейчас без присутствия компании в онлайн создать успешный и узнаваемый бренд фактически невозможно.

Не подстраиваясь под изменения в сфере бизнеса, предприниматели своей негибкостью попросту губят все то, что выстраивалось годами. А их места потихоньку занимают свежие умы, готовые рисковать и пробовать все новое. Как говорил Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете, значит вас нет в бизнесе». Таковы уж требования XXI века.

На правах рекламы.