На заседании комитета Сената по бюджету и экономическим реформам обсуждалась реализация Закона «О конкуренции» компаниями Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports, «Узбекистон темир йуллари» и «Узметкомбинат». Об этом сообщила пресс-служба Сената.

«Узбекистон темир йуллари»

Существует ряд факторов, негативно влияющих на повышения конкурентоспособности и развитие конкурентной среды в железнодорожной сфере.

«Из-за отсутствия конкуренции на внутреннем рынке АО „Узбекистон темир йуллари“ не заинтересовано в повышении качества услуг и применении гибкой тарифной политики», ― отметили на собрании.

Наличие неспециализированных активов в АО «Узбекистон темир йуллари» ограничивает возможность привлечения больших объемов финансирования, необходимых для реализации проектов по развитию железнодорожной промышленности.

В то же время в компании сегодня слабая система применения цифровой продукции, которая создает очень много удобств для клиентов.

Еще одна особенность. Инвентарный парк АО «Узбекистон темир йуллари» имеет высокий уровень износа, наблюдается дефицит вагонов. Возраст более 80% имеющихся вагонов превышает 30 лет.

Кроме того, в системе используются различные формы ограничения конкуренции. В частности, прямые договоры обществом заключены всего с четырьмя экспедиторскими организациями. Деятельность других экспедиторов организованы только через эти организации, что создает неравенство для участников на рынках товаров, финансов и услуг.

«В результате чрезмерного регулирования доступа к вокзалам в системе оказания населению государственных услуг, усиления бюрократических принципов не применяется международная практика, позволяющая в высокой степени использовать возможности самообеспечения вокзалов», ― добавили собравшиеся.

Uzbekistan Airways

Международные аэропорты системы АО Uzbekistan Airports внесены в государственный реестр как субъект естественных монополий по оказанию услуг в этом направлении.

Кроме того, 14 ГУП, входящих в состав НАК «Узбекистон хаво йуллари», были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью и образовано АО Uzbekistan Airports.

Существует ряд факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность воздушного транспорта на внутреннем и внешнем рынках.

«В частности, АО Uzbekistan Airports как единственная национальная компания, выполняющая региональные и международные полеты в условиях отсутствия конкуренции, не заинтересована в повышении эффективности деятельности компании», ― было подчеркнуто собравшимися.

С 2010 года количество полетов компании увеличилось лишь на 15%. Небольшое количество воздушной техники ограничивает возможность освоения новых маршрутов, увеличения количества полетов и повышения эффективности компании.

В то же время сложная система выбора класса полета негативно сказывается на осведомленности потребителей о важных условиях приобретаемых услуг.

Кроме того, развитие грузоперевозок в системе АО Uzbekistan Airways не рассматривается как дополнительный источник дохода. Доля грузовых перевозок в общем объеме оказанных услуг составляет 0,03%, что значительно ниже мирового показателя в 35% и свидетельствует о неполном использовании потенциала грузоперевозок.

Недостаточная оснащенность аэропортов современным специализированным оборудованием также приводит к тому, что уровень оказания услуг по принятию и техническому содействию является низким. В результате снижается привлекательность аэропортов как партнеров.

«Узметкомбинат»

Компания является единственным уполномоченным органом по производству (закупке) лома и отходов черных металлов в стране, а собранный в стране металлолом должен сдаваться только на комбинат.

Сегодня на рынке производства металлических изделий из черных металлов ― более 1200 хозяйствующих субъектов, использующих импортированный металлолом и прочую металлопродукцию. Несмотря на это, ежегодно материальный баланс сырьевой базы по производству и реализации металлопродукции составляется без учета потребностей других металл литейных предприятий.

Прием металлолома осуществляется только подразделениями «Иккиламчикораметаллар» системы АО «Узметкомбинат». Из-за низкой закупочной цены лома и отходов черных металлов предприниматели и население не заинтересованы в их продаже по ценам, предлагаемым АО «Узметкомбинат».

Кроме того, запрет на импорт в республику аналогов товаров, производимых АО «Узметкомбинат» с 1 июня до конца года в соответствии с протоколом Республиканской антикризисной комиссии от 13 мая 2020 года№ 06 / 1−783 также оказывает негативное воздействие на конкурентную среду.

В результате этого группа предприятий ООО MODERN METALL, которая на протяжении 8 лет занимается производством металлической продукции, используемой в строительстве, может прекратить производство и будет потеряно около 700 рабочих мест.

Имеющиеся у АО «Узметкомбинат» индивидуальные привилегии и преференции создают неравные условия для других участников рынка.

Наличие в АО «Узметкомбинат» в большом размере непрофильных активов также приводит к неправильному направлению финансовых средств и ресурсов времени.

Ранее Spot писал о попытках Антимонопольного комитета лишить предприятие нескольких эксклюзивных прав.