Как 2020 год повлиял на компанию

Мы пережили кризисный год с существенным ростом количества пользователей. Во время карантина многим пришлось переходить на онлайн-площадки. Вначале года люди стали меньше тратить деньги, но потом выросли в рекордные показатели по количеству новых пользователей. Во второй половине года динамика расходов и средних чеков вернулась в прежние цифры, сейчас — активно растет.

Существенное достижение этого года — нам удалось сохранить всю команду. Ни один человек не был уволен во время карантина, мы полностью переформатировали нашу работу в офисе, но сохранили штат сотрудников. Для себя, как руководителя, я ставил эту цель еще в первый локдаун.

Во многом нашей компании помогла финансовая «подушка», благодаря чему мы не стали убыточными за время пандемии. Сам по себе OSON, как проект, по итогам 11 месяцев текущего года, стал зарабатывать больше, чем в прошлом году. Чистая прибыль увеличилась на 60%, а количество транзакций с января 2020 выросло в 3 раза.

Дистанционный формат работы открыл для нас новые перспективы. Мы и раньше с программистами работали онлайн, а сейчас почти весь фронт офисной работы может функционировать удаленно. Но самое важное, в менеджмент стали входить экспаты — карантин открыл перспективы найма специалистов из-за рубежа без релокации, многие осознали, что можно работать на разные рынки, оставаясь в основной стране пребывания.

В этом вопросе я пандемии даже благодарен, увидел «белые пятна» в менеджменте, определил, где мы не дотягиваем в сервисе. Удаленка очень наглядно показала лично мою эффективность и всей команды в целом.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как год повлиял на рынок финтеха

Выросла конкуренция. Кризис — идеальное время для вывода новых продуктов на рынок. В Узбекистане на сегодня зарегистрировано порядка 18 платежных организаций, хотя еще пару лет назад их были единицы. Именно за этот год запустились сразу несколько прорывных проектов — Apelsin у «Капиталбанка», Joyda «Узпромстройбанка», HumoPay и другие. Электронные деньги вышли практически у всех крупных платежных систем.

Для многих пользователей запуск электронных денег, несмотря на кризис — отличный оффер, это должно ускорить развитие e-com рынка, помочь фрилансерам, которые работают, в том числе, и на зарубежные компании. К тому же, они безопасней — их практически невозможно украсть.

Уверен, электронные деньги ждет самый важный этап исторического развития в Узбекистане в ближайшие два года. Ими можно будет рассчитываться так же быстро и просто, как наличными, они станут хорошей альтернативой для тех, кому удобнее рассчитываться онлайн.

В глобальной перспективе, электронные деньги займут более 50% от общего объема платежных инструментов. Единственное, о чем важно подумать всем участникам рынка уже сейчас — о защите своих электронных денег, чтобы они не стали инструментом для AML и фрод-платежей.

Лично меня очень радует такой расклад. Когда растет конкуренция — на новый уровень выходит качество продуктов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Стало гораздо проще договариваться с зарубежными партнерами. Весь документооборот упростился. И если раньше, у нас уходило несколько недель или месяцев на контракт с каким-нибудь крупным, например, российским банком, то сейчас процедуры занимают несколько дней и практически все исключают (в рамках законодательства) излишнюю бюрократию.

Вообще, я хочу отметить серьезные изменения для Узбекистана в области финтех, касающиеся партнерства с зарубежными компаниями. Стало проще напрямую выходить на крупные компании, общаться с руководителями корпораций и заключать большие сделки на совместные инвестиции.

Мне казалось, это будет через много лет, но карантин так ускорил процессы, что уже в этом году нашли партнера в ОАЭ и запустили проект. Уверен, наш пример не единственный — следующий год будет богатым на экзиты и вход больших инвестиций в финтех.

Видя эту тенденцию, в сторону узбекского рынка начали смотреть иностранные инвесторы и фонды. И если раньше это были, в основном инвесторы с постсоветского пространства, то сейчас активно анализируют финансовый рынок компании и бизнес — партнеры из ОАЭ, Китая, Европы.

2021−2022 будет годом активных сделок. Знаю, что коллеги по рынку тоже активно ведут переговоры с различными инвесторами из-за рубежа. Суммы таких сделок стартуют от $10 — 20 млн., это немаловажно для экономики Узбекистана и когда мы говорим о внешних инвестициях, создании условий для входа на рынок иностранным инвесторам, стоит иметь в виду и финтех отрасль.

Причем делать это нужно не в зонах экономических льгот, кластеров, а на уровне регуляторики и масштабно. Например, упростить получение статуса резидента, это до сих пор — большая проблема. Сделать страну привлекательной для цифровых кочевников, многие IT-специалисты ведут такой образ жизни, но они не приезжают в Узбекистан, потому что у нас плохие условия с точки зрения приема экспатов, для них нет никакой соцзащиты, дорогая медицинская страховка, плохо со сферой госуслуг.

Инвесторы должны видеть две вещи на входе в рынок — безопасность для своих денег и удобство инфраструктуры. У нас нет конкурентного преимущества ни по одному из этих пунктов.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

О господдержке. Лучшее, что может сделать государство для финтеха сейчас — не сдерживать рост и упростить бюрократию. Мы до сих пор проходим достаточно долгое согласование по новым продуктам у регулятора. При том, что ни один из них мы не изобрели с нуля, это все — аналоги зарубежных решений, нужные нам, чтобы создавать экосистему.

Благодаря Закону «О платежах и платежных системах», который приняли в ноябре прошлого года, открылись новые возможности, запустились электронные деньги, вышло много продуктов. Но построить большой перекресток недостаточно. Нужно сделать так, чтобы маленькие дороги в городе — тоже функционировали, чтобы все стало единой системой дорожного движения и работало по правилам, как часы.

Что ждет финтех-индустрию в ближайшие 3 года

Из кризиса пандемии в кризис роста. У финтех-индустрии в Узбекистане слишком короткая история, отсюда — кадровый голод, низкий уровень экспертности, мало выходов на глобальные рынки, слабая регуляторика. Этот год значительно ускорил отрасль, многие оказались не готовы к такому сценарию. Сейчас все переходит из активного кризиса по карантину в кризис роста, когда показатели растут быстрее, чем ресурсы компании, и мы достаточно остро почувствуем на себе все минусы рынка.

Как это решается — активными вложениями в инфраструктуру, безопасность и работу с пользователями. Если всем вместе коллегиально не объединиться и не начать работу с финансовой безграмотностью, не вкладывать в образование молодых специалистов, то рынок будет стагнировать и упустит возможности роста.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Карантин дал прекрасный импульс бизнесу — развивать свои онлайн-платформы. Много ритейл-компаний, сфера услуг, все начали активно строить решения по онлайн-продажам и доставке. Я думаю, что это повлияет и на финтех, так как платежные решения — партнер электронной коммерции. Сейчас даже у маленьких кафе в старом городе, самом не оцифрованном районе столицы, появляется своя доставка, Telegram-боты, множество предпринимателей ищут готовые IT-решения для торговли в интернете.

Тренды 2021 года. Мы в следующем году должны проводить большую работу в B2B, чтобы всем вместе строить рынок в новых реалиях. Все адаптивные готовые решения для маленьких ритейл-компаний, онлайн-платформы для электронной коммерции будут особенно в тренде в следующем году.

Как показывает практика наших соседей, финтех может забрать серьезную долю B2C у банков, просто потому, что у финтех-компаний гибче процессы, меньше ограничений, больше глобальных инструментов. Дальше такие компании могут становится нео-банками, хороший пример, который многим знаком — «Тинькофф Банк». В такой вид банкинга может превратиться любая платежная система, такая как Apelsin и другие.

Вместе с этим, предстоит вкладывать и в то, чтобы научить не только компании, но и клиентов пользоваться новыми законами бизнеса, жить в новых реалиях финтеха и быть активными держателями денег.

У нас впереди еще много проблем, связанных с элементарным незнанием правил, и нарушением норм безопасности, когда пользователь по безграмотности может совершить действия, ведущие к сложностям, финансовым мошенническим атакам и потерям.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Прогнозы и планы. Если смотреть на финтех как на инвестицию для страны, я бы сделал ставку на ликвидацию финансовой безграмотности и вложения в образование IT-специалистов, также владеющих базовыми знаниями финансов.

Планы нашей компании выстроены как раз в этом направлении. Мы понимаем, что вырасти в абсолютных цифрах — недостаточно. Важно получить качественную аудиторию, повышать культуру и популярность онлайн-решений, помогать банкам усиливать позиции в цифровой среде.

Предстоящий год для многих компаний будет испытанием на прочность, которое не все смогут пройти и преодолеть. Однако те, кто останутся на рынке имеют все шансы занять лидирующие позиции в нишах. Их сейчас много свободных, и до конца следующего года — отличное время, чтобы пользуясь закрытыми границами и запасом времени, нарастить свои производственные мощности, отработать риски и выйти на новый уровень.