Алишер Сафаров,

основатель Zornarx.

Давно хотел создать собственный ресурс. За время работы в крупных международных компаниях, таких как IMMO Korolev, TBC Vendoo и другие, я участвовал во многих проектах с различным подходом к управлению и рабочему процессу в целом.

Видел плюсы и минусы каждого из методов, проходил как и успешные так и провальные кейсы. В конце концов желание иметь собственный проект победило все мысли о рисках и неудачах.

Идея возникла из потребности людей найти товар по лучшей цене. Часто стал замечать, что у моих друзей и знакомых возникает потребность узнать актуальную стоимость определенного товара, сравнить и найти лучшую цену, не открывая кучу сайтов и, тем более, не посещая магазины.

Стартовые ресурсы были небольшими. Для начала я определил минимальный функционал, который хотел бы представить пользователям на запуске MVP. На следующем этапе я подобрал инструменты и технологии, позволяющие решить эти задачи максимально быстро и без потери качества. Основные затраты составили покупка хостинга, домена и html-шаблона. На шаблон ушло порядка $15, а сервер обошелся в $10 в месяц.

Разрабатывал в одиночку, так как сайт планировалось запустить быстро, не используя сложные технологии.

Сайт сделал с помощью Yii2 примерно за два месяца. Одной из сложнейших задач стала реализация парсинга (считывания информации), а также группировки товаров по названию с сайтов интернет-магазинов. У каждого интернет-магазина была своя специфика и сложности при работе этого робота.

Работу ресурса можно разделить на две части: систему вывода товаров и систему сбора информации с сайтов интернет-магазинов. Первая система, в частности сам сайт, работает довольно просто: с помощью PHP-фреймворка и купленного шаблона она выводит информацию из базы данных.

Система сбора товаров с интернет-магазинов продавцов устроена сложнее, она состоит из скриптов, работа которых напоминает поисковых пауков. Эти скрипты написаны на платформе Node.js, их алгоритм позволяет обходить страницы интернет-магазинов и получать информацию о товарах (цена, характеристики, изображения).

У каждого интернет-магазина свои особенности, их приходилось учитывать. Скрипты пришлось адаптировать под каждый интернет-магазин отдельно, так как у сайтов и страниц разная структура.

Нужно было подобрать оптимальное значение проходов веб-страниц, не вызывая нагрузку на сайты интернет-магазинов, так как практика показала, что наши интернет-ресурсы не выдерживают большую нагрузку.

Найденные данные группируются и корректируются. После сбора всей информации, ее необходимо привести в стандартный вид, сгруппировать одинаковые продукты, чтобы у посетителя сайта была возможность сравнивать товары на одной странице.

Группировка происходит в полуавтоматическом режиме: алгоритм максимально возможно подбирает одинаковые товары, а затем с помощью специального интерфейса появляется возможность скорректировать группировки вручную. В будущем я планирую провести интеграцию с интернет-магазинами с помощью API.

Готов ли рынок к онлайн-продажам

Сама идея сравнения цен не новая, такие проекты есть во многих странах. В Узбекистане культура покупок через интернет-магазины еще не развита, поэтому спрос на такую разработку был низкий. Схожих местных проектов не встречал, возможно кто-то делает похожую программу, но пока еще не объявил об этом.

Во время локдауна спрос на интернет-покупки сильно вырос. В жесткий карантин рост онлайн-продаж по бытовой технике был больше 60% и, скорее всего, эта тенденция сохранится. После запуска сервиса за неделю сервис набрал более 1,5 тыс. посетителей, а показатель посещений сайта в день растет в среднем на 5−10%.

Сегодня к Zornarx подключено три крупных интернет-магазина. В России есть схожий проект — «Яндекс.Маркет», надеюсь, у нас получится стать аналогом такого сервиса в Узбекистане.

Я планирую продвигать Zornarx через социальные сети, так как бюджет разработки небольшой, все делается своими силами. Больше рассчитываю на ценность самого ресурса, она поможет ускорить его рост. Как правило, схожие проекты в основном зарабатывают на лидогенерации, рекламе и совместных с ритейлом акциях.

Думаю, после создания трафика на сайте, вопрос монетизации быстро решится. Пока же этот проект больше хобби, чем источник заработка.

Планирую переработку проекта и интеграцию с интернет-магазинами. Очень хочется начать рекламировать ресурс и попробовать создать трафик на сайте, чтобы люди узнали о проекте и воспользовались созданным сервисом. В будущем также планирую собрать команду и переработать проект, чтобы он стал гибче и работал быстрее.

Еще одна из важных задач на будущее — прямая интеграция с интернет-магазинами для предоставления клиентам большего объема информации.


Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.