По итогам 2020 года объем внешней торговли составил $36,3 млрд, что на $5,5 млрд меньше, чем в 2019 году, когда объем был рекордным. Из этой суммы $15 млрд пришлось на экспорт, $21,2 млрд — на импорт, следует из данных Государственного комитета по статистике.

Основные торговые партнеры

Основным торговым партнером остался Китай — объем торговли с этой страной составил $6,4 млрд. На втором месте Россия ($5,6 млрд), третьем Казахстан ($3 млрд).

Со всеми этими странами наблюдается сильный перекос в сторону импорта ($4,5 млрд, $4,2 млрд, $2 млрд).

Также в первую десятку вошли Южная Корея, Турция, Германия, Кыргызстан, Афганистан, Чехия, Туркменистан. Лишь в Афганистан и Кыргызстан экспортировали больше, чем импортировали.

Экспорт

Экспортировали в основном товары (86,8%), в частности, промышленные изделия (19,2%), пищевые продукты и живых животных (8,8%), химические вещества и аналогичную продукцию (5,4%).

Золота продали на $5,8 млрд, энергоносители и нефтепродукты — на $659 млн, текстиль — на $1,9 млрд, продовольственные товары — на $1,3 млрд. Экспорт услуг составил $2 млрд.

«За последние три года объем экспорта в страны СНГ сократился, и их доля в общем его объеме снизилась с 35,7% до 27,1%. Соответственно доля в общем объеме экспорта других зарубежных стран увеличилась с 64,3% до 72,9%», — отмечают в комитете.

Объемы экспорта резко сократились во втором квартале, упав до рекордно низких $2,9 млрд. Причиной тому стала пандемия и последовавшие за ней карантинные ограничения, что привело к упадку торговли между странами, однако в третьем квартале наблюдался резкий скачок до $6,2 млрд:


«В структуре экспорта отмечается увеличение объема экспорта текстильной продукции в результате реформ по выпуску готовой продукции и формированию добавленной стоимости взамен производства хлопка-сырца. В 2020 году экспорт текстильной продукции в $1,9 млрд составил 12,7% от общего объема экспорта и по сравнению с 2019 годом вырос на 18,1%», ― отметили в комитете.

Импорт

В 2020 году импорт составил $21,2 млрд (меньше, чем в 2019 году на 12,8%). Снижение объемов импорта также связано с влиянием пандемии.

Узбекистан, в основном, покупает машины и оборудование, включая части и комплектующие (37,6%), промышленные товары (16,9%), химические вещества и аналогичную продукцию (13,7%).

В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, объем импорта товаров сократился на $1,9 и составил $20 млрд, а импорт услуг сократился до $1,2 млрд.

Больше всего потратили на покупку машин и оборудования — $10 млрд. Следом идут химическая продукция ($2,7 млрд) и продовольственные товары ($1,6 млрд).

«Объем импорта машин снизился по сравнению с 2019 годом на 16,9%. Снижение объема импорта машин и оборудования произошло за счет неспециальных машин и оборудования для промышленности (на 17,6%), а также машин, специально предназначенных для конкретных отраслей (на 14,9%)», — отмечают в комитете.

Наблюдается рост импорта некоторых товаров, например таких, как медицинская и фармацевтическая продукция — $1,2 млрд (рост на 24,6%), эфирные масла, резиноиды и парфюмерные вещества, туалетные препараты, полирующие и моющие средства — $238 млн. (+21,5%), зерновые и продукты из них — $733 млн (+36,1%).

Всплеск объемов по импорту, в отличие от экспорта, пришелся на декабрь, когда они почти достигли показателей июля прошлого года. Минимальные показатели пришлись на май, когда их объем упал до $1,4 млрд:

Ранее Spot писал, что с 2017 года Узбекистан «обменивает» золото на промышленность. То, что страна начала делать ставку на промышленность, положительно оценили и международные организации — в Азиатском банке развития ожидают, что именно она станет основным драйвером экономики страны в ближайшие годы.