Сергей Солопенко — дизайнер интерьеров с десятилетним опытом и массой успешных кейсов, среди которых такие известные, как сувенирный магазин Antik и ребрендинг интерьера рестобара «Жигули».

Совсем недавно Сергей открыл дизайн-студию Locus, которая создает актуальные дизайнерские решения для интерьеров любого типа. Дизайнер рассказал о своем профессиональном становлении, рынке дизайна Узбекистана и философии красивого и комфортного интерьера.

От мебельного цеха до дизайн-студии

В дизайн интерьеров я пришел чуть больше десяти лет назад, в определенном смысле случайно. В свое время был свой мебельный цех, я всегда хорошо рисовал, мне нравилась архитектура. В конце нулевых я прошел курсы 3D-моделирования, а через полгода после их окончания друг из США попросил сделать рекламные ролики для компании кухонных гарнитуров Aranworld. Так началась работа. Было интересно, мы пробовали новое.

Потом открыл фирму Logicalart: заказы шли, мы сделали несколько знаковых проектов для того времени, например, Nailbar — премиальный и очень известный салон красоты. Немного позже уехал в Москву, затем в Киев. Это был очень полезный опыт, особенно в Киеве — в плане дизайна они опережали нас. В 2013 году вернулся сюда, работал как фрилансер, недавно вместе с партнерами основал фирму Locus — объемы работы растут, нужны помощники.

Сейчас мы оказываем консультационные услуги и создаем дизайн интерьеров любых помещений — от кафе и клиник до квартир и особняков. Преимущественно в современном стиле — можем и в других, но это не наша стезя. В штате студии архитектор, дизайнеры, визуализатор и другие.


Интерьер не архитектурный памятник, а жилище, в котором должно быть удобно

Я всегда пытаюсь применить что-то новое: использовать мебель, которой у нас нет в продаже, направить работу строителей, чтобы они сделали именно так, как того требует идея. Стараюсь идти в ногу со временем: не усложнять, а создавать простой и практичный дизайн из качественных материалов.

Да, в интерьере могут быть элементы классики, но они должны органично вписываться в наше время. Ведь интерьер — не архитектурный памятник, который необходимо сохранить, а ваш дом, где должно быть удобно. Я всегда стараюсь не просто сделать работу, а повлиять на процесс реализации проекта: советом, помощью, направлением. Чтобы заплатив, человек годами наслаждался результатом.

Не считая домов и квартир, знаковые из последних проектов: сувенирный магазин Antik, салон красоты Mademoiselle, участие в ребрендинге рестобара «Жигули».

Назначение дизайнера — создать и воплотить идею

Зачем нужен дизайнер интерьеров? Момент первый — заказчики бывают двух типов. Первый тип не знает, что он хочет, такой от дизайнера получает идею. Второй — с идеей, но зачастую не может воплотить. Тогда дизайнер, отталкиваясь от его идеи, реализует проект.

Второй момент: заказчик от дизайнера интерьеров получает не только эстетику, но полностью продуманный дизайн-проект. Сюда входит все: свет, электрика, сантехника. Дизайн-проект служит инструкцией по «сборке» интерьера, включает планировку пространства, стилистические решения и чертежи.

Такой подход уберегает клиента от траты нервов, с чем он мог столкнуться, делая все самостоятельно. Это экономит его деньги и время, ведь хороший дизайнер убережет клиента от неправильных решений и проконтролирует работу строителей, сделав из пустой бетонной коробки абсолютно индивидуальное и готовое для комфортной жизни жилье.


Люди стали чаще приходить за качественным индивидуальным дизайном

Последние лет пять рынок заметно расширился: если раньше было всего несколько интересных дизайн-студий, то теперь их намного больше. Конкуренция выросла, медленно, но неуклонно меняется культура клиента. Раньше люди не были уверены, нужен ли им дизайн. Сейчас многие сразу приходят за качественным индивидуальным интерьером.

Даже если брать СНГ, мы до сих пор отстаем от некоторых стран в плане дизайна. Но уже чуть-чуть нагоняем. Если еще несколько лет назад у нас всерьез делали трехъярусные гипсокартонные потолки, которые даже тогда были не актуальны, то сейчас все иначе. Появляется много шоурумов, в популярных местах все больше современных решений, больше локаций делается в современном стиле и все больше людей понимает, что такое хороший интерьер.

Плохие работы чаще встречаются в частном секторе. Часто сами прорабы продвигают устаревшие идеи: помню, меня много раз убеждали прорабы и мебельщики, что какое-то решение невозможно реализовать. Приходилось им доказывать, и в итоге все воплощалось.

Если перестать идти вперед, завтра через тебя просто перешагнут

Идеи для проектов можно найти везде: зашел в какой-то оригинальный бар, уже вдохновился. Конечно, помогает и интернет. Есть компании, тренды, направления, за которыми я плотно слежу, зарубежные коллеги, с которыми мы обсуждаем работу. Мне очень помогает такое наблюдение за лучшими в моей сфере, поиск новых идей и инструментов, постоянная работа над собой.

Развитие крайне необходимо: на рынке появляется много молодых дизайнеров. У них, может быть, пока недостаточно опыта, но они талантливы, способны, хорошо подкованы. И если сегодня перестать идти вперед, завтра через тебя просто перешагнут.

Пандемия сделает дизайн более минималистичным

Я считаю, что в дизайне интерьеров существуют три ключевых принципа: свет, пространство и лаконичность. А философия только одна: простота. Сдержанный по стилю стол из благородного дерева будет выглядеть гораздо лучше, чем сделанный непонятно из чего и с массой излишеств. Натуральные материалы всегда в выигрыше. И всегда актуальных среди них всего три: дерево, металл и камень.

В принципе, сейчас во всем мире двигаются в сторону осознанного потребления. Это минимализм и экологичность, где все автоматизировано и разумно. К сожалению, о том, что интерьер должен быть экологичным, у нас пока мало кто задумывается. И тут, как ни странно, может помочь пандемия. Вирус дольше живет на коврах, шторах, «пушистой» мебели. Из-за пандемии тенденции отхода от чрезмерности к минимализму и «стерильным» вещам во всем мире только усилятся. И уверен, этот тренд будет длиться долго.

Отсутствие понимания важности качества — признак рынка Узбекистана

Несмотря на все развитие, у нас до сих пор есть много моментов, часто в смежных областях, ограничивающих возможности. Например, работая в Киеве, еще в начале 2010-х я мог через интернет подобрать все необходимые элементы декора. Здесь такого нет до сих пор: многое нужно делать под заказ, ждать месяцами. На нашем рынке нехватка качественного оригинального отделочного материала. Более того, нет понимания важности качества: многие купят дешевый ламинат вместо паркетной доски, даже если есть деньги.

Еще момент: в новостройках бывают слабые планировки — новый дом, а планировка хуже, чем на вторичном рынке. Помню квартиру в новостройке, где окна были только с одной стороны. Возможно, это делается для экономии, чтобы вместить как можно больше квартир. Но стоит ли оно того?

Более глобальная проблема в том, что архитектурные институты, причем во всем СНГ, не заточены под дизайн. Они рассчитаны на выпуск архитекторов, а в плане дизайна молодым архитекторам приходится полагаться только на себя. Все считают, что интерьером занимается архитектор — но это не так: как есть профессия ландшафтный дизайнер, так же есть и профессия дизайнер интерьеров. И чем раньше мы это поймем, тем красивее и удобнее будут наши жилища.

На правах рекламы.