Муртазо Рахматов,
председатель Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана, основатель Bukhara Cotton Textile.
Что способствовало созданию кластера
Идея создания кластера Bukhara Cotton Textile (BCT) возникла благодаря реформе сельского хозяйства, осуществляемой под руководством президента Узбекистана. Тогда перед участниками хлопкового рынка встала задача максимально увеличить добавленную стоимость экспортного продукта.
Раньше Узбекистан продавал за рубеж хлопковое волокно примерно по 15−20 тыс. сумов за килограмм, а готовое джинсовое изделие среднего класса качества стоит около 250−350 тыс. сумов. Таким образом, добавленную стоимость экспортного товара можно увеличить более чем в 20 раз, если переработать волокно в конечный готовый продукт.
BCT стал пилотным кластером в Узбекистане, его целью было доказать на собственном примере, что при кластеризации можно достичь хороших результатов. Суть подобного производства в том, чтобы каждый из продуктов дорабатывать до конца: из волокна получать готовую одежду и создать бренд, хлопковые семена — перерабатывать в масло, и в будущем жмых с большим содержанием протеина — в корм для скота.
Также можно создать ферму и получить мясо либо мясные и молочные продукты и биогумус, который переработается в удобрение или биогаз. С помощью такого расширенного цикла получается продукт с добавленной стоимостью минимум в $100. Поэтому BCT уже инвестировала средства в фабрику хлопковых семян, масложиркомбинат и ферму на 5 тыс. голов крупнорогатого скота.
Фото: Уткир Шарипов / Spot
До этого у нас был проект в отрасли цементного производства. Для предпринимателя неважно, был ли у него опыт в том или ином секторе. Главное — уметь делегировать и создать такую команду и атмосферу, чтобы специалисты могли эффективно взаимодействовать.
Кроме того, нужны специалисты с большим опытом в той или иной отрасли. При таком подходе человек, даже не работавший в текстиле, может открыть фабрику успешнее, чем у опытных текстильщиков.
Как воссоздавали производство
Бухарский хлопчатобумажный комбинат (ХБК) считавшийся одним из крупнейших на территории СССР, со временем стал экономически неэффективным, поэтому государство разделило его на несколько частей и продало частным инвесторам. Около двух лет назад BCT получила 10 га заброшенных земель бывшего ХБК.
Реконструкция комбината обошлась дорого. При покупке здания комбината инвесторы планировали сэкономить на строительстве, но по факту на восстановление производства пришлось потратить в два-три раза больше средств, чем намеревалось. Многие помещения оказались в непригодном состоянии, что-то могло просто рухнуть.
Однако, возле ХБК находились все необходимые коммуникации — железнодорожные пути, электричество, логистические компании, это было большим плюсом. Поэтому инвесторы решили практически заново построить производство по международным стандартам.
На закупку оборудования и строительство комбината ушло порядка $106 млн, окупить средства планируем в ближайшие пять лет.
Фото: Уткир Шарипов / Spot
Хлопок для производства выращивается на 8 тыс. га полей в Ромитанском районе Бухарской области. Каждый трактор оснащен GPS, везде есть датчики уровня топлива. Для трактористов внедрена система ID-карт, поэтому можно отследить время и качество работы.
С узбекским хлопком связана определенная негативная история, поэтому многие международные бренды хотят увидеть прозрачность сбора и производства в этой сфере. С использованием современных технологий можно проследить процессы от момента посева до пошива готовой продукции.
Как выстраивались продажи
Для продвижения применялся принцип «360 градусов маркетинга»: были использованы все инструменты от рекламы на баннерах в метро до цифрового маркетинга, на который сделали особый акцент с учетом стремительного развития этого направления.
Изначально систему продаж мы строили через представителей в Турции. Две сотрудницы заменяли целый маркетинговый отдел: вели тщательный поиск клиентов по Европе, выезжали на международные выставки и продвигали компанию, как производителя. Именно благодаря им на первых порах проект вышел на экспорт. Сейчас у нас есть своя консалтинговая компания — Petromaruz Management, которая оказывает все необходимые услуги для развития бизнеса.
В начале вся продукция производилась только на экспорт. Джинсовые изделия для западных компаний отшивали с биркой компании заказчика, в скором будущем планируем выйти на объемы экспорта в $150−200 млн.
Параллельно BCT работает с несколькими зарубежными брендами, продает ткани в Россию и Украину. Пока что большая часть продукции уходит на экспорт, но ткани покупают другие отечественные швейные предприятия.
Фото: Уткир Шарипов / Spot
В 2019 году у BCT появился собственный бренд B Jeans — сейчас уже есть пять торговых точек, как своих, так и представительских. Недавно открылся шестой магазин в городе Ош, Кыргызстан. Планируем запустить до десяти магазинов до конца февраля этого года.
Средний чек бренда составляет 500 тыс. сумов, бренд рассчитан как на молодежь, так и на более взрослый возрастной сегмент. Объем реализации составляет около 500 млн сумов в месяц.
У джинсовых магазинов большое будущее. Бренды LC Waikiki, DeFacto, Gloria Jeans и другие имеют 400−500 магазинов по всему миру, а у более крупных марок еще больше. Мы планируем выйти на этот уровень в течении пяти лет.
Особенности текстильного рынка
Проект вышел на самоокупаемость в течение прошлого года. Брюки, джинсовые ткани и пряжа продаются с прибылью. Если взять волокно — оно окупается за счет товаров с добавленной стоимостью, так как у него минимальная маржа.
В текстильной отрасли невозможно просто поставить оборудование, и ждать, что производство будет само себя окупать. Нужно заниматься маркетингом, следить за качеством, выстраивать цепочки продаж.
Кроме того, если пропустить сезон, то товар становится неактуальным. Поэтому бизнес выстроен с учетом расширения ассортимента продукции и рынка сбыта. В зависимости от ситуации на рынке можно отследить наиболее выгодный для продажи товар: пряжу, ткани или готовые изделия.
Фото: Уткир Шарипов / Spot
Узбекистан имеет определенный вес среди стран СНГ в трикотаже, но никто не думал, что здесь будут производить джинсовые изделия. По этой причине клиенты ищут продукцию из Пакистана, Индии, Китая и готовы платить дороже за турецкий товар.
Чем больше в стране будет швейных цехов, тем быстрее Узбекистан займет свое место в мире как производитель, и кластер — один из путей к достижению этой цели. Пока же на джинсовом рынке BCT — единственное предприятие, которое самостоятельно выращивает хлопок, растения для покраски и полностью наладило производство джинсов. Основные конкуренты — зарубежные компании.
Государство поддерживает рынок текстиля различными льготами. Министерство инвестиций и внешней торговли компенсирует до 50% транспортных расходов, ведь у страны нет выхода к морю, а транспортировать наземным транспортом — очень дорого. Поэтому, когда узбекская продукция доходит до конечного покупателя, она может свободно конкурировать с индийскими и бангладешскими изделиями.
Пандемия и другие проблемы
Пандемия повлияла на общий спрос на рынке, но фабрика BCT во время карантина работала — 6 тыс. сотрудников своевременно получали зарплату. При этом были проблемы с приездом и отъездом кадров из других стран.
Во время карантина текстильные рынки немного «сдулись», но в этом есть плюс. В мире были устоявшиеся цепочки поставок для крупных брендов — у того же Levi’s есть фабрики, с которыми он долгие годы работает на давальческой основе. Из-за пандемии эти цепочки партнерства разорвались: в странах локдаун, фабрики не работают, поэтому бренды начинают искать новых поставщиков. Это дало возможность BCT начать диалог с крупными брендами.
В Узбекистане не хватает квалифицированных кадров этой сфере, поэтому приходится вкладывать в обучение, проводить тренинги. Мы сейчас пытаемся внутри Узбекистана с помощью 25 иностранных специалистов обучить производству более тысячи человек.
Еще возникают сложности с сырьем для тканей, например, в Узбекистане не производят базовые компоненты вроде полиэстера и эластана, а завозить их экономически нецелесообразно. К тому же у поставщиков эластана нет даже склада, поэтому приходится заключать контракт и ждать, пока сырье привезут через несколько недель.
Фото: Уткир Шарипов / Spot
Планы
Наша компания взяла курс на экологичность производства — на предприятие планируется закупить итальянские стиральные машины для варочного процесса. Они позволят сэкономить не только воду, но и электричество, а также уменьшить выброс химикатов.
Сегодня в мире тенденция по экономию и эффективному использованию воды, и один из ключевых секторов, где требуется улучшение — текстильный сектор. Сейчас большинство брендов требует этих стандартов, поэтому BCT внедряет технологию полной переработки воды, что позволит заново использовать ее в течение трех месяцев.
Другая статья расхода воды — поля для выращивания хлопчатника. Здесь капельное орошение позволяет значительно экономить воду. Инвесторы также планируют ввести систему точечного удобрения, так можно сэкономить на химикатах и сделать землю однородной, а значит — получить одинаковый урожай с каждой части земли.