Антимонопольный комитет начал по несколько раз в неделю публиковать заключения касательно проектов различных ведомств, министерств и компаний. Так, к примеру, только за последние две недели комитет выступил против предоставление особых условий в шести проектах. Проведенный Spot анализ показал, что количество таких заключений растет каждый месяц.

Что с льготами

В предыдущие годы предоставление льгот и преференций в Узбекистане было обычным делом — практически все, от различных ассоциаций до государственных монополий, пользовались эксклюзивными правами, что негативно сказывалось как на состоянии отдельных отраслей, так и всей экономики.

С 2017 года подход к льготам начался меняться. В том году президент подписал указ, который утвердил фокус на отказ от предоставления отдельным компаниям эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды.

В последующие годы глава государства подписал еще несколько документов:

  • один отменял индивидуальные льготы на импорт продовольствия (это на протяжении годов ограничивало доступ на рынок других компаний);
  • другой максимально ограничивал индивидуальные льготы (только социально значимым проектам);
  • третий и вовсе напрямую запретил принимать протокольные решения и письменные поручения с предоставлением индивидуальных льгот и преференций.

На 2021 год льготы можно предоставлять только целым отраслям, и то в редких случаях (например, для рыбного бизнеса, потому что он плохо развит).

Практика ушла, привычки остались

Проекты постановлений, указов и других решений должны пройти через несколько экспертиз, одну из которых проводит созданный в 2019 году Антимонопольный комитет — проверят, не нанесет проект ущерб конкуренции, и насколько он в целом соответствует антимонопольным нормам.

Несмотря на законодательство, ведомства, министерства и государственные компании раз за разом пытаются выбить себе особые условия, а АМК раз за разом выступает против. Вот несколько примеров:

Если проанализировать тексты заключений, то они иногда практически ничем не отличаются — разработчик вносит выделение льгот, комитет отказывает, ссылаясь на закон «О конкуренции» (обычно статья 12) и другие документы. Проходит какое-то время и этот же разработчик снова пытается получить льготы, но уже по другому проекту.

Иногда это не помогает

Как правило, к экспертизе комитета прислушиваются — почти все проекты, принятие которых АМК счел нецелесообразным, или перерабатывались или оставались не принятыми, однако бывают и исключения. Яркий пример — создание «Орол артемия саноат».

Летом 2020 премьер-министр Абдулла Арипов подписал постановление, которое утверждает создание государственного унитарного предприятия «Орол артемия саноат» при хокимияте Муйнакского района Республики Каракалпакстан. Компания займется охотой, сушкой и вывозом переработанных продуктов цист артемии.

АМК был против идеи создания «Орол артемия саноат». В комитете отмечали, что сегодня в Муйнакском районе охотой, сушкой и вывозом переработанных продуктов цист артемии занимаются 23 предприятия. Создание на этом рынке государственного унитарного предприятия комитет считал нецелесообразным, но его почему-то все равно создали.

Тем не менее, в правительстве, судя по постановлению, частично прислушались к доводам комитета — в течение года на обсуждение дважды выносился проект, где, помимо создания «Орол артемия саноат», предлагалось монополизировать рынок путем передачи предприятию всех частей Аральского моря.

Антимонопольный комитет был против и этой идеи, отмечая, что необходимо создать равные условия для всех компаний. В принятом постановлении части про льготы и монополию исключили.