Пандемия коронавируса оказала существенное, но пока кратковременное негативное воздействие на экономику Узбекистана. Об этом говорится в заключении миссии Международного валютного фонда.

«Несмотря на то, что в первой половине 2020 года пандемия нанесла сильный удар по экономике и стала тяжелым испытанием, спад был смягчен благодаря решительным и своевременным мерам по ограничению ее распространения и оказанию поддержки», — говорится в сообщении.

Там же отмечается, что в результате Узбекистан оказался в числе немногих стран с положительными общими темпами роста за 2020 год на уровне 1,6%, что, однако значительно ниже прогноза, сделанного до пандемии.

Ожидается, что в 2021 году продолжится восстановление роста, однако уровень неопределенности остается высоким, и восстановление будет зависеть, в частности, от масштабов вакцинации.

С учетом развертывания вакцинации во всех странах, ожидаемого восстановления роста в странах — торговых партнерах и благодаря восстановлению экономики страны во второй половине 2020 года, прогноз по росту экономики в 2021 году составляет приблизительно 5%.

Однако возможна задержка из-за новой волны заболеваемости, более медленных, чем ожидается, темпов вакцинации и колебаний цен на сырьевые товары, прежде всего на золото.

Восстановление также будет зависеть от продолжения экономической политики, направленной на защиту жизни людей, поддержку роста и смягчение экономических последствий пандемии. В настоящее время нельзя ослаблять усилия.

Курс денежно-кредитной политики Центрального банка оценивается обоснованным. Ставки по кредитам должны быть полностью рыночными, при этом кредитование по льготным ставкам должно быть заменено субсидиями.

«Необходимо упорядочить систему регулирования предпринимательской деятельности и, что важно, повысить ее предсказуемость и стабильность, поскольку частые и разовые изменения сдерживают инвесторов», — говорится в сообщении.

Правительство должно продолжать нанимать авторитетных консультантов в целях привлечения стратегических инвесторов для компаний, которые останутся (в основном) в руках государства, и подготовить другие крупные государственные предприятия к продаже через открытые и прозрачные процедуры.