HR-индустрия как локомотив, который движет человеческий капитал страны. Несмотря на все трудности пандемии, она смогла адаптироваться и продолжает свое стремительное развитие.

Рекрутер — это одна из наиболее важных единиц команды HR-департамента. Она отвечает за подбор персонала, процесс найма и дальнейшую адаптацию сотрудников в компании.

«Первая школа рекрутинга» провела опрос среди руководителей HR-подразделений, чтобы понять, насколько востребована профессия рекрутер в Узбекистане и какое будущее ее ожидает.


Азиз Каримов, HR-директор компании CLICK

Как в компании понимают специальность/должность рекрутер?

В компании CLICK понимание должности рекрутер — это как быть бизнес-партнером с линейными руководителями. В финтех-индустрии, где динамика развития бизнеса очень быстрая, появление новых разнообразных вакансий — это обычная практика.

Рекрутер обязан хорошо знать работу отделов и должностей нашей компании, налаживать отличные бизнес- и человеческие отношения с руководителями, чтобы в конечном итоге своевременно находить новых качественных кандидатов. Это и есть цель рекрутера — стать бизнес-партнером с заказчиками вакансий.

Какие проблемы с поиском специалистов-рекрутеров существуют на рынке Узбекистана?

На основе своего опыта могу сказать, что найти квалифицированного рекрутера очень трудно. Конечно, имеет большое значение статус и имидж компании. Например, по моему мнению, международным компаниям легче привлечь таких кандидатов.

Много кандидатов, которые откликаются на вакансии рекрутера, не имеют структурированных базовых знаний и навыков в рекрутменте. Поэтому легче найти смышленого молодого кандидата без опыта и самому научить основам, чем найти профессионала. Или переманить специалиста из другой компании. Но для этого нужны очень мощные финансовые возможности и позитивный имидж компании как работодателя.

Очень хорошо, что сейчас есть несколько тренинг-компаний, которые предлагают обучающие курсы на рекрутера. Я бы очень хотел, чтобы их было больше и по доступной цене.

Насколько профессия рекрутер будет востребована в будущем?

Она и сейчас очень востребована. Посмотрите на количество вакантных объявлений на эту должность. И эта необходимость в рекрутерах будет расти очень быстро. Причем ищут все: и международные, и локальные компании. Также начали поиски крупные государственные компании и банки.

Требования профессионального отбора кадров появляются при отборе в государственные организации и ведомства. По-моему, сейчас и в ближайшем будущем особо необходимы рекрутеры со знанием государственного языка. В настоящее время их очень мало. А их необходимость, особенно в регионах, будет расти.


Лола Кудратова, HR-директор Hyatt Regency Tashkent

Как в компании понимают специальность/должность рекрутер?

Для нас рекрутер — это не просто специалист по подбору персонала. Любая организация начинается с него. Как правило, рекрутер — первый в организации человек, с которым общается каждый кандидат. Из этого опыта общения складывается впечатление о компании в целом.

Некомпетентный рекрутер может отбить даже очень сильное желание у соискателя работать в организации. В то время, как настоящий профессионал способен отобрать и привлечь лучших кадров, а также оставить позитивное впечатление у тех кандидатов, которым было отказано в найме.

Какие проблемы с поиском специалистов-рекрутеров существуют на рынке Узбекистана?

К сожалению, в Узбекистане очень мало профессионалов. Рекрутер — это профессия, которой нужно обучаться. Ведь он должен обладать необходимыми знаниями в психологии общения и делового этикета, уметь анализировать профессиональные характеристики соискателей, степень соответствия их навыков профилю деятельности компании с целью оптимизации ее работы.

В настоящее время организации занимаются обучением своих рекрутеров сами, на что тратится большое количество времени. Если же их никто не обучает, то компания страдает от неправильно подобранного персонала и высокой текучести кадров.

Насколько профессия рекрутер будет востребована в будущем?

Набирающая силу виртуализация бизнес-процессов повлияет на многие профессии. Некоторая часть функций рекрутера будет автоматизирована в будущем. Вместо них возложат другие, что только расширит роль сотрудника в компании.

Но работа рекрутера сфокусирована непосредственно на взаимодействии с людьми. Людей оцифровать невозможно, поэтому профессия рекрутер останется востребованной и в будущем.


Рано Нурмуратова, HR-директор UzCarlsberg

Как в компании понимают специальность/должность рекрутер?

В нашей компании роли рекрутера уделяется особое значение. Ведь ни для кого не секрет, что рекрутер — это первое звено в цепочке бизнес-процесса по подбору персонала и привлечения талантов. Человек, находящийся в данной роли, является локомотивом и представляет все ценности, культуру, бизнес и бренд работодателя.

Наши ожидания от человека, который занимается поиском и подбором персонала — это полноценное понимание бизнеса компании, специфики каждой сферы, а также навыки конструктивной оценки кандидатов, в соответствии с ценностями и компетенциями, установленными в компании. Другими словами, рекрутер должен иметь деловую хватку и навыки оценки соискателей, а также хорошо понимать потребности бизнеса.

Какие проблемы с поиском специалистов-рекрутеров существуют на рынке Узбекистана?

Проблемы есть, они существуют, но я бы поправила и сказала бы, что существуют области для развития. Основная область — это восприятие роли. Заключается она в том, что роль рекрутера не совсем ясна. Ведь многие думают, что рекрутер должен разместить объявление на работных сайтах для поиска кандидатов, получить как можно больше анкет или резюме и передавать их уже руководителю департамента или предприятия.

Но радует тот факт, что многие компании начали продвигаться в этом вопросе и разрабатывать свои методики оценки. Они изучают методы отбора и привлечения талантов у других более продвинутых мировых компаний. То есть компании начали работать более углубленно и профессионально в этой сфере.

Еще один тренд, который наблюдается в нашей стране, это то, что рекрутеров называют HR-менеджер, или наоборот ищут HR-менеджера, а функционал расписан на специалиста по подбору и найму персонала. Таким образом получается, что область, которую нужно полноценно развивать, это не только рекрутинг, который является одной из функциональных сфер в HR, а сконцентрироваться на самой профессиональной сфере HR (Human Resources), сферу по работе с Человеческими Ресурсами.

Насколько профессия рекрутер будет востребована в будущем?

Ну, смотря о каком горизонте будущего идет речь. Если это ближайшие 5−8 лет, наверняка профессия рекрутера еще будет востребована, с учетом того, как я ответила на предыдущий вопрос. Имеется в виду, что данная сфера еще на стадии развития в нашей стране. А вообще я думаю, что эту сферу тоже может с легкостью заменить искусственный интеллект. Почему бы и нет, если например, уже сейчас есть технологии сканирования человека, детектор лжи, например. Я думаю, что будет возможно оценивать человека по заранее установленным вопросам и кейсам, которые помогут раскрыть сущность человека, его ценности и профессиональные навыки, которые будут заданы в диджитал-технологиях, и по которым человек сможет пройти некий квест-отбор.


Хилола Сулейманова управляющий партнер DaVinci Management Consulting, основатель школы рекрутинга

HR-индустрия Узбекистана находится на этапе интенсивного развития. В нашей компании мы обучили специалистов методологии поиска и подбора персонала. Теперь они работают консультантами для подбора топ-менеджмента, а также research-аналитиками, которые занимаются первичной идентификацией кандидатов.

Острая нехватка таких специалистов стала одной из причин открытия школы рекрутинга в новом, современном и адаптированном под настоящий стиль жизни онлайн-формате.

«Первая школа рекрутинга» — это эксклюзивная на рынке Узбекистана онлайн-платформа, которая поможет детально изучить процесс рекрутинга по международным стандартам. Обучение состоит из 4 модулей, 23 занятий и практических упражнений с HR-профессионалами. После прохождения курса каждый получает собственный процесс и методологию рекрутинга на всех этапах, а также инновационные методы стратегического хедхантинга.

Весь курс рассчитан на месяц и не помешает ежедневному ритму жизни. Ведь пользуясь личным кабинетом на сайте, студенты смогут проходить обучение в удобное время. Общение с преподавателями происходит на платформе Zoom по субботам.


Старт занятий: 5 марта.
Стоимость курса на одного человека: 2 млн сумов.

Оплатить можно перечислением или через сервис Payme в разделе «Оплата на местах».

Дополнительную информацию можно узнать на сайте и в Telegram.

Телефон: (+998) 90−921−80−05.

Facebook: fb.com/RecruitingSchool

На правах рекламы.