Начальник управления методологии и оценки качества налогового контроля Государственного налогового комитета Азиз Хашимов рассказал Buxgalter.uz, что понимается под «должной осмотрительностью», о которой так много говорят в ситуации с «обналом».

По его словам, непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента не может служить самостоятельным основанием для отказа налогоплательщику в зачете НДС.

Хашимов отметил, что налогоплательщику нужно проявлять осмотрительность не для того, чтобы доказать впоследствии налоговому органу сам факт проверки контрагента, — она нужна прежде всего, чтобы убедиться, что контрагент — добросовестный, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор.

«Налоговые органы проверяют реальность выполнения сделок. Поэтому перед заключением договора убедитесь, что у контрагента есть возможности и ресурсы, чтобы исполнить обязательства по сделке», — призвал представитель ГНК.

По его словам, нельзя ограничиваться только проверкой постановки контрагента на учет (так делают многие бухгалтеры) — проявление должной осмотрительности должно исходить в большей степени от руководства. Это — целый комплекс мероприятий и последовательные действия должностных лиц компании.

О благонадежности партнера и осмотрительности свидетельствуют:

  • личный контакт руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок и подписании договоров;
  • документально подтвержденные полномочия руководителя компании-контрагента и наличие копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информация о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных или торговых площадей;
  • фиксация поиска и отбора контрагентов: ссылки на сайты или печатные материалы, наличие документов о способе получения сведений о контрагенте при имеющейся доступной информации о других участниках рынка с идентичными (аналогичными) товарами и услугами, в том числе — предлагающих их по более низким ценам;
  • наличие у контрагента ресурсов для выполнения договорных обязательств (производственные мощности, оборудование, квалифицированный персонал).

Свою систему проверки контрагентов организация должна разработать самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, подытожил Азиз Хашимов.