Зародившаяся в конце 1980-х годах в странах СНГ «челночная» торговля из нелегальной формы экономической деятельности превратилась за годы реформ в легальную и широко распространенную модель экономического поведения.

Такая торговля, как правило, играет заметную роль в удовлетворении потребностей населения в товарах массового спроса, смягчает проблему занятости.

Еще два года назад челноки наторговали на $1 млрд, но уже тогда к концу года началось сокращение объемов, которое совпало с ужесточением норм беспошлинного ввоза товаров.

В конце 2020 года Spot узнал, что челночная торговля в Узбекистане полностью остановилась — из-за пандемии границы закрыты. Издание Eurasianet рассказало, что челноки ждут возвращения в Китай.


Карим Мухаммадходжаев ездит в Китай уже больше 10 лет. Там он покупает постельное белье, которое затем продает здесь на базарах.

Сейчас он владеет мастерской по производству постельного белья в Ташкенте. Однако, по его словам, получается дороже, чем покупать в Китае.

Из-за этого, несмотря на то, что челночная деятельность заметно осложнилась в последние годы, Карим не намерен ее бросать.

На ташкентском «Ипподроме» Eurasianet нашел множество небольших магазинов, заполненных сезонной одеждой и аксессуарами, в основном подделками известных брендов, таких как Chanel и Christian Dior, произведенных в Китае.

В разделе, где продается бытовая техника, владельцы магазинов рекламируют свои товары как «сделанные в Пекине».

«Я езжу в Пекин за покупками, поэтому у меня есть только самое лучшее», — цитирует издание Бахтиёра Галимжонова, владельца магазина аксессуаров, в котором продаются сумки, украшения и обувь.

По его словам, покупатели считают товары из Пекина более качественными, поскольку они «производятся на заводе», тогда как товары из Урумчи или Гуанчжоу считаются более низкого качества из-за потогонных цехов.

Пандемия заблокировала поездки, вынудив Галимжонова полагаться на «манипулятивных» посредников в Китае, которые сразу же подняли цены.

«Но я все еще вижу будущее в Китае. Когда [пандемия] закончится, это снова будет мой второй дом», — твердо заявил он.

Eurasianet отмечает, что «челноки» не используют деловые визы потому, что зачастую их сложно получить. Опрошенные изданием предприниматели говорят, что в последние годы появились проблемы даже с туристическими визами в Китай, но все равно настроены продолжать деятельность.

Ранее Spot писал о старателях, которые добывают драгоценные металлы в Узбекистане. Новыми возможностями разбогатеть пользуются не только местные жители, но и иностранцы.