Cushman & Wakefield (CWK в листинге NYSE) — одна из крупных компаний рынка коммерческой недвижимости. Ее команда насчитывает 50 тысяч сотрудников в 400 офисах и 60 странах мира. В 2020 году доход компании составил 7,8 млрд долларов США. В России Cushman & Wakefield успешно работает уже 25 лет. Юлия Токарева рассказала, каким специалисты C&W видят рынок коммерческой недвижимости Ташкента.

Два года вы присутствуете на рынке Узбекистана. На каком этапе развития находится рынок коммерческой недвижимости Ташкента по вашей оценке?

Рынок недвижимости находится на начальном этапе формирования. Сейчас большая часть девелоперов в стране — локальные компании. Это, в том числе, объясняется тем, что Узбекистан долгое время был закрыт для международного капитала. Приход иностранных игроков и институциональных инвесторов — важный этап выхода рынка на качественно новый уровень. Без них Узбекистану будет сложно сделать рывок.

Мы видим в республике интерес со стороны инвесторов из Турции, Кореи, Китая. Европейские девелоперы еще не выходят в Узбекистан, но начинают проявлять интерес. В Cushman & Wakefield поступали обращения из Европы по анализу рынков различных сегментов недвижимости. Кроме того, есть компании из России, которые внимательно наблюдают за Узбекистаном. Я уверена, что часть из них примет решение о выходе на рынок в среднесрочной перспективе. В первую очередь, это игроки рынка жилой и складской недвижимости.

Какие позитивные и негативные тенденции рынка Узбекистана вы бы выделили?

Мне нравится, что рынок быстро подхватывает новые тенденции. Если смотреть на Россию, то там коммерческая недвижимость развивалась пошагово, переход от одного этапа к другому занимал от 3 до 10 лет. В Узбекистане же девелоперы активно внедряют в работу современные практики сразу.

Минусом остается нехватка международного капитала. Это ожидаемо, поскольку иностранные инвесторы приходят в страны с уже более понятной и сформированной средой. В Узбекистане много локальных девелоперов, которые реализуют проекты, рассчитанные на среднесрочную перспективу от 3 до 5 лет. Международные игроки привыкли смотреть на длинный цикл от 10 до 15 лет, что положительно влияет на концепцию объектов.

Чего опасается узбекистанский инвестор, насколько оправданы опасения и можно ли сравнить его с коллегами из соседних стран?

Любой инвестор осторожен. Например, в России пандемия привела к большой просадке в гостиничной и торговой недвижимости, чуть меньшей — в офисной. А на складской никак не отразилась вовсе. Бизнес берет паузу, чтобы посмотреть, в каком направлении двинется рынок в ближайшие пару лет. Девелоперы, которые уже вошли в проекты, корректируют их под тенденции будущего.

До сих пор ведутся дискуссии о том, в каком объеме и когда компании вернутся с удаленки. По прогнозам Cushman & Wakefield, офисные площади останутся востребованы, но в трансформированном формате. Они буду своеобразным хабом для общения и совместной работы. Их сокращение вряд ли составит больше 20−25%.

Если сравнивать инвесторов из Узбекистана и других стран — России и Казахстана, — то в целом все одинаково оценивают стабильность и востребованность активов. Но есть и различия.

Например, российские инвесторы обычно покупают проекты с прошлыми заслугами. То есть те, которые хорошо зарекомендовали себя в разные циклы рынка. Если объект хорошо показал себя в кризис, у него удачная локация и концепция, то он вызывает интерес. Покупатель понимает, что в текущий момент актив находится в стрессовой ситуации, но это временный спад.

В Узбекистане же покупают будущее, так как рынок коммерческой недвижимости слишком молод и данных для анализа недостаточно. В Казахстане инвесторы смотрят на арендный поток. Если объект не генерирует cash flow сейчас, то к нему возникают вопросы.

Ждет ли нас движение спроса от центра к окраинам столицы?

Если говорить об офисном рынке, то на начальном этапе большинство девелоперов тяготеет к центральным районам. Любая офисная застройка в мегаполисах начинается с этого. Но учитывая политику администрации города, в Ташкенте получат развитие и периферийные районы. Это будут проекты комплексного развития, включающие в себя не только жилье, но и коммерческие площади как элемент создания рабочих мест. Формирование смешанной среды в таких проектах повысит привлекательность всех сегментов недвижимости.

Также активизируются проекты смешанного использования в рамках развития территорий транспортно-посадочных узлов. Новые станции метро, как и любой транспортно-инфраструктурный объект, всегда будут катализатором развития территорий.

Cushman & Wakefield работала над концепцией Tashkent city. Есть ли у компании еще проекты в Узбекистане?

Компания Cushman & Wakefield завершила девять консалтинговых проектов Узбекистане, крупнейшие из которых — Tashkent City и Business City. Их общая площадь составляет порядка 4,5 млн кв. м. В данный момент мы разрабатываем концепцию нового бизнес-центра Aviapark.


БЦ Aviapark — это разноуровневый бизнес-комплекс класса B в Яшнабадском районе. Сдаваемая площадь — 13,4 тысячи кв. м. Развитая транспортная инфраструктура позволяет добраться до сквера Амира Темура за пять минут, а до железнодорожного вокзала «Ташкент» — за семь. Через дорогу расположены станция метро «Машиностроителей» и автобусная остановка, а в 1,5 км имеется наземная станция метро «Дустлик-2». БЦ Aviapark расположен недалеко от разгрузочного пункта станции «Ташкент-товарная», железнодорожных складов и офиса Ассоциации таможенных брокеров. Это оценят брокеры, декларанты и логисты.

Проект расположен в промышленном районе, который имеет перспективы конвертации в район смешанного использования. При этом он находится на одной ветке метро с Tashkent Сity, что в будущем может хорошо работать на синергию.

Классическим примером синергии между различным районами служит бизнес-кластер «Москва-сити». Крупные российские и международные компании, как правило, открывают штаб-квартиры в бизнес-кластерах класса А. Их подрядчики и смежные компании стараются расположить офисы в транспортной доступности от них. Обычно выбирается менее дорогая локация на нескольких станциях метро.

Другой интересный пример — кластер на станции метро Белорусская, расположенный в центре Москвы, и в Сколково за МКАДом. Две точки кластера связаны скоростной электричкой, и время в пути занимает от 20 до 30 минут.


Проект Aviapark реализует компания FDG. В числе сданных объектов девелопера — первая и вторая фазы ЖК Parkent Plaza. Сейчас FDG строит третью фазу Parkent Plaza, ЖК Riverside, Fayzli и элитный МЖК Manhattan на Дархане. Ведутся переговоры с Cushman & Wakefield о совместной работе над концепцией Parkent Plaza 3 и МЖК Manhattan.

Кому БЦ Aviapark будет интересен в первую очередь?

БЦ Aviapark располагается в промзоне, что делает его интересным для компаний, которые запустили или планируют запустить производство в этом районе. Девелопер FDG будет предлагать небольшие блоки для покупки или сдачи в аренду. Такой подход ориентирует Aviapark на локальный бизнес, что оправдано в условиях недостатка институциональных инвесторов.


Мы видим потенциал в данной локации. Промзоны в мегаполисах неизбежно трансформируются в проекты смешанного использования. Появляются жилые и коммерческие объекты, точки общепита и досуга. Для Aviapark это означает расширение аудитории. Предприниматели, купившие жилье в этом районе, могут рассматривать открытие здесь офиса. Другие появляющиеся здесь бизнес-центры создадут эффект синергии для развития бизнес-среды и сделают локацию еще более привлекательной.

Продажа и сдача в аренду площадей в БЦ Aviapark открыта.

Узнать условия рассрочки, комплектацию бизнес-центра, а также договориться о посещении строительной площадки можно в офисе продаж FDG. На объекте уже возведены пять этажей.

Телефоны отдела продаж: (+998) 93−555−50−01, (+998) 93−183−44−55.

Сайт: fdg.uz
Telegram: t.me/fdguz
Instagram: @fdg_uz
Facebook: fb.com/firstdevelopmentgroup

На правах рекламы.