Руководители Zaycev.Net, одного из главных музыкальных сервисов 2000-х годов во всем СНГ, включая Узбекистан, рассказали vc.ru, что случилось с сайтом.

По их словам, сайт появился в 2004 году. В 2005 году фонотека насчитывала около 600 тыс. треков, в 2007 — увеличилась до 1 млн, а в 2012 году достигла 3 млн.

В первый год численность аудитории выросла с 50 до 500 тысяч человек в сутки. По мере её роста увеличивались и расходы: на аренду серверов уходило до 300 тысяч рублей в месяц, а каналы на 10 гигабит обходились в 500 тыс. рублей в месяц — 50 тысяч за канал.

Долгое время основным источником выручки была реклама. Больше всего денег приносил формат rich media — плавающий баннер 400×300 в правом верхнем углу сайта, который оставался на месте при скроллинге и закрывался через крестик.

По словам совладельца Zaycev.Net, с 2007 по 2018 год выручка была на уровне 40−60 млн рублей каждый год. А в 2019 и 2020 году она выросла вдвое — до 120 млн рублей.

Увеличение выручки связано с переходом на легальный контент, который повлёк за собой рост рекламных возможностей — первые семь лет Zaycev.Net был пиратским сайтом, но в 2011 году партнёры решил выйти в легальное поле.

В 2014 году Google присвоила Zaycev.Net фильтр Pirate и ограничила выдачу сайта в результатах поиска после жалоб Британской ассоциации производителей фонограмм (BPI). Из-за ограничений Google сайт в моменте потерял 30−40% трафика.

Спустя 17 лет Zaycev.Net по-прежнему работает, но с марта 2021 года это только стриминговый сервис, на котором можно слушать музыку с рекламой или по подписке.

Суммарная аудитория всех проектов Zaycev.Net составляет 17−25 млн пользователей в месяц. На пике популярности в 2009 году у сайта было 30−40 млн пользователей в месяц.

Сейчас руководители проекта планируют несколько новых сервисов, включая запуск нового формата «живых» сборников, которые будут составлять пользователи.