За январь-апрель объем банковского оборота наличных денег составил 149,3 трлн сумов и увеличился на 41,6% по сравнению с тем же периодом 2020 года, следует из обзора Центрального банка.
Объём поступлений наличных денег в кассы банков составил 75,4 трлн сумов, расход — 73,9 трлн сумов.
Расход наличных денег через кассы банков (в т.ч. банкоматы) вырос на 38,5%. Основная причина — в 1,7 раза вырос объем снятия наличных денег с банковских карт. Помимо этого, сильно вырос объем наличных денег для покупки иностранной валюты — в 1,5 раза.
На карты было зачислено 78,4 трлн сумов, население сняло 25,9 трлн сумов (33,1%).
Почему в Узбекистане так много налички, когда весь мир идет к безналичному обществу
Коронакризис внес определенные коррективы в жизни людей, обществ и даже целых государств. Одна из сфер, на которую повлияла пандемия, является рынок платежей.
Вынужденная долгая изоляция людей, рекомендации по ограничению использования наличных денег, привели к росту электронных платежей.
В США, к примеру, к концу апреля количество онлайн-заказов продуктов питания достигло рекордных 62,5 млн.
По данным McKinsey & Company, в Италии, где преобладают наличные, объем электронных платежей вырос более чем на 80%.
На фоне роста онлайн-покупок, бесконтактных платежей и постепенного отказа от использования наличных из-за страха заражения коронавирусом выигрывают платежные компании, банки и другие организации, предоставляющие финансовые услуги с использованием современных технологий.
Это не значит, что коронавирус «убьет» наличные, но он ускоряет процесс развития безналичных платежей, запущенный много лет назад.
Ярким примером служит Швеция, где еще в конце 2018 года в экономике оставался лишь 1% наличных.
С развитием безнала у потребителей отпадает необходимость носить с собой пачки денег, не возникает проблем со сдачей, бесконтактные технологии позволяют оплачивать покупки в магазине за секунды.
Так почему же в Узбекистане все еще «властвуют» наличные? Собеседники Spot сошлись во мнении, что это связано с рядом факторов:
- финансовая безграмотность населения и укоренившиеся привычки людей.
- опасения утраты средств с карты вследствие мошеннических действий;
- ограниченный круг операций и дополнительных сервисов в банках;
- слабый рост электронной коммерции и плохое развитие инфраструктуры. Как следствие — не такой большой выбор на покупки в онлайн.
- и другое.
Страна, скорее всего, перейдет к полностью безналичному обществу через 10 лет. К тому времени и карт уже не останется, платежи будут осуществляться через электронные кошельки, телефоны и другие девайсы. Для этого требуется комплексная работа государства и участников рынка.
Подробнее можно почитать тут.
Азамат Шамузафаров
Просто когда вам надо за что-то заплатить крупную сумму, организация вроде больницы не принимает карты, потому что надо раздать наличку на руки, а обналичивать неудобно, потому что долго и придется платить налоги. Только магазины принимают карты без разговоров, а другие услуги часто оказываются только за наличку.
Вася Пупкин
Было бы очень интересно узнать сколько ЦБ тратит на поддержку сума.
Вася Пупкин
//Так почему же в Узбекистане все еще “властвуют“ наличные?//
Потому что за наличные дешевле, а дешевле потому что транзакции в наличных не видит правительство со всеми своим налоговым аппаратом.
Вася Пупкин
Всего за 1 год денежная масса увеличилась в 1,5 раза и это только по наличным! ФРС со своими 20% увеличения нервно курит в сторонке, как говорится.
Жавохир Холматов
Я бы добавил еще недоверие банкам, при чем не только со стороны безграмотного населения. Налоговая с завидным упорством пытается обойти закон о банковской тайне, и в нашем государстве у них есть шанс. Хотя негласно они и так имеют доступ. 10 лет врядли хватит чтобы перестроить мышление людей.
Tahir SRD
1. Многие предприниматели в целях скрытия налогооблагаемой базы страются не принимать безналичные платежи (находятся множество причин-терминал не работает, нет связи, у нас нет хумо/узкард и т.д. Поэтому люди стараются идти за покупками с наличными средствами.
2. При работе с терминалом платёжная система берёт свою комиссию и торговые точки не хотят работать по безналу. Навариваются платёжные системы и банки, а платить приходится предпринимателям. К тому что каждый банк берёт арендную плату с терминалов плюс комиссия платёжной системы.
Алексей Зимняков
Суть проблемы в население, жадное не готовое платить налоги, жадное не готовое платить комиссии банкам. Собственно это же и проблема обнала.
Просто прохожий
да все проще. банкоматы и банковские услуги, а также все ИТ проекты тусуются только в Ташкенте, а статистика считается же по ВСЕМУ Узбекистану или локально по Ташкенту?
Орлов
Клубника на рынке стоит по 25000 сумов. Точно такая же в супермаркете 55000 сумов.