На рынок венчурных инвестиций Узбекистана вступает частная инвестиционная компания Semurg VC, объединяющая венчурный фонд и венчур билдер.

На прошедшей 21 мая конференции, посвященной созданию Semurg VC, спикеры подробно рассказали о деятельности, целевом размере фонда, условиях инвестирования и процессе подачи заявок для стартапов. Также управляющий партнер Semurg VC Ильхом Идиев рассказал об идее создания фонда, его значении для молодых перспективных предпринимателей, возможных рисках и прибыльности стартапов.


Соинвестором фонда выступила совместная российско-узбекская страховая компания Semurg Insurance. Благодаря международной команде и партнерам из Швейцарии, Великобритании, России и других стран Semurg Insurance занимается развитием новых направлений страхования. Это придает дополнительный импульс развитию страховой культуры Узбекистана.


«Я рад участвовать и в организации частного фонда Semurg VC в Узбекистане. Мы рады инвестировать накопленные знания, опыт и технологии в этот фонд, поддерживая тем самым дерзкие начинания молодых одаренных предпринимателей», — заявил председатель наблюдательного совета Semurg Insurance, член инвестиционного комитета Semurg VC — Георгий Лаврищев.

Как будет работать Semurg VC

Венчурный фонд Semurg VC выбрал два формата работы. Первый — традиционные венчурные инвестиции, когда в фонд обращаются стартапы, которые уже имеют команду. Они должны быть самодостаточны для того, чтобы самостоятельно реализовать свой проект. В этом случае фонд осуществляет финансирование уже готовой компании, получая за это миноритарную долю.

Второй режим — так называемая венчурная студия или билдер. Это команда разработчиков, бизнес-экспертов, маркетологов, входящая в Semurg VC или их портфельные проекты. Основатель, у которого есть идея и какие-то наработки, может присоединиться к команде фонда для того, чтобы уже внутри доработать свой проект совместно с экспертами и запустить его.


Сферы, в которые фонд планирует инвестировать, — это, в первую очередь, финансовые технологии. Помимо этого, в планах компании привлекать проекты в сфере страхования. Наличие страховой компании в соинвесторах Фонда поможет при отборе стартапов этого направления.

Следующее направление — корпоративное программное обеспечение. Также фонд заинтересован в проектах аграрной сферы, так как это довольно перспективное направление, особенно в Узбекистане.

Инвестор, сооснователь фонда Улугбек Мирзамухамедов о целях фонда:

«Мы хотим, чтобы бизнес в нашей стране развивался, чтобы наши молодые и талантливые ребята могли реализовать себя, показать, на что они способны. И нам важно давать жизнь необычным и нестандартным подходам, которые смогут пусть и совсем немного, но преобразовать мир.

По многолетнему опыту в бизнесе могу сказать, что у нас есть масса тех, кто хочет делать что-то новое и качественное. Но зачастую таким людям приходится тратить годы на то, чтобы их идеи, видение и труд заслуженно оценили. Наш фонд призван сократить это время, дать возможность активным и талантливым сосредоточиться на глобальном и быть уверенными в успехе".

Говоря о создании фонда, Ильхом Идиев отметил:

«Я и мои коллеги долгое время работали в различных государственных и коммерческих организациях, делали сложные проекты, набрались большого опыта. Мы встречали там людей с хорошими идеями, которые они могли реализовать. Но, к сожалению, не хватало финансовых и иных ресурсов, а также у них был страх потерять работу и остаться ни с чем.

Добившись определенных успехов в различных компаниях, мы с коллегами решили объединиться и создать фонд, который помогал бы таким, как мы реализовать себя. Основной целью нашего фонда является поддержка талантливых и целеустремленных молодых людей".

Планы и перспективы

Компания Semurg VC планирует в течение двух лет инвестировать $5 млн. При этом размер инвестиций в проект составят $50−150 тысяч. Планируется, что доля инвестора в стартапах не будет превышать 30%. На первом этапе венчурный фонд планирует финансировать проекты, ориентированные на рынок Узбекистана, и в дальнейшем выводить их в страны ближнего зарубежья.


В продолжение к конференции подключились эксперты сферы венчурных инвестиций из России, США и Казахстана. Они поделились своим опытом развития венчурных фондов в зарубежных странах, тенденциями рынка инвестиций.

О венчурных фондах Казахстана

Эксперт Алим Хамитов рассказал про венчурный рынок Казахстана, в частности, венчурный фонд Most, где он является сооснователем. Данный холдинг представлен на рынке 10 лет и занимается развитием венчурного капитала стартап-экосистем. Most Ventures работает не только в Казахстане, но также развивает и инвестирует в стартап-проекты стран Центральной Азии.

«Наш фонд готов поддерживать предпринимателей на ранней стадии, с чеками в районе $200−300 тысяч. Максимальный чек составляет порядка $700−800 тысяч. Со стороны фонда Most Ventures могу предложить стартаперам Узбекистана сотрудничество и поддержку».

Алим Хамитов также остановился на проблемах стартапов в регионе. Это недокапитализация в сравнении с начинающими компаниями США. Большинство стартапов «умирает» потому, что недополучили необходимую финансовую поддержку или же выбрали не то направление бизнеса.

При этом венчурные фонды, в том числе и зарубежные, отдают должное достойному инженерному образованию и развитию IT. Поэтому многие из них начали инвестировать в стартапы стран Средней Азии, в том числе Узбекистана.

Спикер также анонсировал возможность сотрудничества инвесторов и стартапов с Международным финансовым центром «Астана». Он является хабом для Центральной Азии, Западного Китая, ЕАЭС, Европы и других стран. Преимущество фонда «Астана» в том, что здесь работает английское право, то есть во всех спорных моментах будет использоваться прецедент на английское право.

Еще одно преимущество — выгодный налоговый режим. Зарегистрированная в МФЦ «Астана» компания получает ряд налоговых льгот и преференций.

Отличие венчурных фондов от классических инвестиционных

Международный эксперт Денис Калышкин рассказал, в чем отличие венчурных инвестиционных фондов от классических и как они работают.

Спикер отметил, что венчурный фонд — это особый класс активов, а стартапом можно назвать далеко не каждое направление бизнеса. Стартапом называют небольшую технологическую компанию, созданную для того, чтобы найти повторяемую масштабируемую бизнес-модель. То есть ежегодно выручка такой компании может расти в два, три и более раз. Этот рост продолжается на протяжении 5−10 лет и, как правило, невозможен без венчурных инвестиций.


Понятие «стартап» эксперт разъяснил на примере кофеен. То есть если начинающий бизнесмен открывает сеть кофеен — это не является стартапом. А вот программное обеспечение для этого бизнеса и есть стартап, куда может инвестировать венчурный фонд.

«Зарубежные венчурные фонды начинают инвестировать в стартапы развивающихся стран, видя перспективы начинающих бизнесменов в выходе на международный рынок. Поэтому стоит обратить внимание на стартапы из Узбекистана, способные „выстрелить“ как минимум в ближайшем зарубежье», — заключил Денис Калышкин.

Масштабирование стартапов на глобальные рынки

Даниил Кислинский, основатель Go Global World, рассказал, как стартапам выйти на международные рынки.

Эксперт назвал ошибочной стратегию стартапа, который намеревается работать только на локальном рынке. Для успеха и наибольшей прибыльности проект изначально должен ориентироваться на международный рынок. Иначе попросту его обойдут конкуренты с такой же идеей. Такие компании не будут иметь достаточного интереса со стороны инвесторов.

Глобальное построение проекта должно ориентироваться, в первую очередь, на США и Китай. Эти страны являются плацдармом для успешных стартапов.

Даже если предприниматель уже заявил о себе на локальном уровне, это не мешает расширить географию, так как у него уже имеются опыт и определенные гипотезы для развития дела на зарубежных рынках. Этот опыт будет нелишним, даже не смотря на то, что бизнес может оказаться менее успешным за рубежом.

«Выходя на рынок со своим продуктом, нужно сфокусироваться на целевой аудитории. Это тот самый фундамент, на котором будет строиться весь бизнес. Еще одним важным моментом можно назвать „объем“ рынка, куда вы собираетесь зайти со своим продуктом. Возможно, что ваша идея нужна и актуальна, но сам рынок настолько мал, что не позволит масштабировать проект и, соответственно, прибыль будет не такой быстрорастущей», — сказал Данил Кислинский.

Важно понять и изучить конкурентов, узнать их слабые и сильные стороны. Эта информация будет способствовать созданию той ниши, где предприниматель будет доминировать. Глубокое изучение конкурентов поможет в будущем не гнаться за ними, а быть впереди.

В заключение спикер заострил внимание на важности поддержки собственной репутации предпринимателя на рынке, а также необходимости изучения законодательства тех стран, на чьи рынки он собирается выходить.

Посмотреть трансляцию конференции можно по ссылке.

Сайт: semurg.vc

На правах рекламы.