В мае депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса концептуально одобрили проект Закона «О рекламе» в новой редакции.

«Принятие проекта закона в том виде, в котором его на данный момент обсуждают, нанесёт невосполнимый урон финансовой стабильности всего медиарынка страны, теле- и радиоканалы потеряют миллиарды сумов общегодовых доходов», — заявили в Общественном фонде поддержки и развития национальных массмедиа.

Проектом предлагается установить запрет на размещение повторной рекламы товара в одном блоке. Однако это используется во всем мире, возразили в фонде.

Например, отдельные компании проводят имиджевую рекламу по всему миру и одновременно — на отдельном рынке. При этом рекламные ролики, их характер и предназначение могут быть разными, но рекламируемый товар один.

Также предлагается определить, что общий объём рекламы не должен превышать 15% от одного часа эфирного времени и 10% суточного эфирного времени.

В фонде возразили, что во многих странах, таких как США, Япония, Южная Корея, отсутствуют подобные ограничения. В странах Евросоюза, Центральной Азии, Индонезия, Азербайджан, Беларусь реклама не должна превышать 20−25%.

«Важно, чтобы в законе были чётко определены сферы его влияния. Например, в предвыборный период СМИ будут вынуждены размещать в эфире и на своих страницах агитационные и иные рекламные материалы кандидатов. В этом случае они не должны учитываться в общем объёме эфирного времени, выделяемого на рекламу», — говорится в сообщении фонда.

Там также полагают, что в теле- и радиопередачах длительностью 30 минут редакциям нужно позволить размещение пятиминутного рекламного блока вместо установленных в проекте трех минут.

«Мы уверены, что ни одна редакция СМИ не позволит себе формировать рекламные блоки в ущерб интересам зрителей, теряя их количество», — отметили в фонде.

Учитывая социальную значимость отдельных товаров и услуг, необходимо более тщательно изучить необходимость установления запрета на рекламу медицинских средств личной гигиены, медицинских услуг, а также таких продуктов питания для детей, как каши, замещающие грудное вскармливание.

В фонде считают, что от от ограничения объёма рекламы пострадают и печатные СМИ, которые на данный момент с трудом привлекают рекламодателей.

«Таким образом, складывается ситуация, когда спрос на размещение рекламы в Узбекистане гораздо выше имеющегося на рынке предложения национальных теле- и радиоканалов», — говорится в сообщении.

В фонде отметили, что направляли в Антимонопольный комитет, который выступил основным инициатором и разработчиком проекта, свои предложения и рекомендации, но они не попали в документ.

Фонд также считает, что к обсуждению и дальнейшей доработке законопроекта парламенту необходимо привлечь все заинтересованные стороны, в первую очередь представителей СМИ.