В последние несколько лет в Узбекистане, как и во всем мире, идет процесс цифровой трансформации банков. В первые же годы цифрового бума на рынке появились сильные игроки в лице мировых лидеров по цифровым технологиям. Казалось бы, первые же компании, вторгшиеся в новый и практически пустой рынок, в условиях отсутствия конкуренции тут же охватят весь этот сегмент, не оставляя никаких шансов местным игрокам, еще не успевшим реализовать собственные «цифровые» решения.


Однако уже с первых проектов цифровизации банков Узбекистана стало ясно, что этот процесс будет не простым и быстрым, а длящимся не один год. Из-за отсутствия адаптированных к условиям Узбекистана готовых решений у зарубежных интеграторов на адаптацию и интеграцию в IT-инфраструктуру банка их разработок может уйти не один год.

Неприятным сюрпризом для зарубежных интеграторов стала сложность IT-инфраструктуры узбекского банка, интегрированного в среднем с более чем 60 внешними информационными системами. Зачастую внедряемые решения интегрируются, помимо автоматизированной банковской системы (АБС) банка, еще с несколькими внешними информационными системами. Причем в большинстве случаев правило интеграции диктуется внешней системой. Все это привело к тому, что интегратору зачастую приходится тратить на решение задач интеграции больше времени и ресурсов, чем на решение основных бизнес-задач по проекту.

Быстро сориентировавшись в сложившейся ситуации, компания Fido-Biznes — одна из ведущих софтверных компаний Узбекистана — не упустила шанс и тут же начала реализовать казалось бы невыполнимые грандиозные проекты. Уже в конце 2018 года Fido-Biznes проводила широкую маркетинговую кампанию, предлагая собственные решения и собственную эволюционную модель цифровой трансформации банка, подразумевающую относительно безболезненный, поэтапный переход банка на цифровые технологии.

Тогда многие специалисты банков скептически относились к решениям Fido-Biznes. Однако вскоре выяснилось, что решения Fido-Biznes имеют право на жизнь. Экспертное знание тонкостей IT-инфраструктуры банка наряду с готовыми интеграционными решениями «на все случаи жизни» вскоре дали свои плоды. Безупречный авторитет компании среди местных банков внушал доверие к жизнеспособности предложенной им модели трансформации. Вскоре появились первые банки, выбравшие решения Fido-Biznes для своей цифровой трансформации.

Сегодня Fido-Biznes активно участвует в процессе цифровой трансформации банков Узбекистана, успешно конкурируя с авторитетными зарубежными компаниями. Главным преимуществом продуктов компании перед зарубежными аналогами является их готовность к немедленному внедрению, поскольку они уже интегрированы в существующую IT-инфраструктуру коммерческого банка. Модель цифровой трансформации банка Fido-Biznes подразумевает не только выстраивание новых информационных систем вокруг инфраструктуры АБС (ИАБС), но и существенную модернизацию самой ИАБС.

Основные сведения

ИАБС предназначен для комплексной автоматизации всех аспектов финансовой и хозяйственной деятельности коммерческого банка на базе современных информационных технологий. Высокий уровень автоматизации ИАБС обеспечивается более 400 программными модулями в составе 35 подсистем, бесшовно интегрированными в единое информационное пространство.

С самого начала ИАБС проектировался как система с единым центром обработки информации, консолидирующая в единой базе данных всю информацию в отношении операционной и хозяйственной деятельности коммерческого банка. Архитектура ИАБС разработана с учетом особенностей многоуровневой организационной структуры и IT-инфраструктуры современного коммерческого банка. Поэтому ИАБС одинаково хорошо подходит как банков без отделений, так и для многофилиальных банков со сложной организационной структурой, помогая им обеспечить высокую надежность и безопасность с минимальными затратами и людскими ресурсами.

За прошедшие 20 лет с момента начала проектирования было выпущено семь версий и один специальный релиз ИАБС. Сейчас продолжается поэтапное внедрение в коммерческих банках седьмой версии ИАБС (ИАБС 7).

«Цифровое» ядро, улучшенные аналитические возможности

ИАБС 7 отличается от предыдущих версий ИАБС тем, что в нем реализовано новое продукт-ориентированное бухгалтерское ядро, оптимизированное на параллельную обработку больших потоков финансовых транзакций. Новые структуры учетных регистров бухгалтерского ядра существенно повышают возможности и эффективность анализа данных инструментальными средствами Business Intelligence. Разработаны новые аналитические отчеты и интерактивные информационные панели, помогающие оперативно раскрывать структуру доходов и расходов банка в разрезе подразделений, клиентов и продуктов.

Поддержка реального режима 24/7

Главным преимуществом ИАБС 7 является наличие поддержки реального режима 24/7 на уровне ядра. Ядро ИАБС 7 обрабатывает платежные транзакции непрерывно 24/7, даже во время выполнения процедуры закрытия дня. На самом деле в эпоху цифровых технологий поддержка реального режима 24/7 не должна считаться преимуществом отдельных АБС. Это должно быть обязательным требованием к любой АБС. Однако на практике поддержка реального режима 24/7 является исключительно редким случаем. Подавляющее большинство АБС имитируют поддержку режима 24/7 путем перехода в режим офлайн во время выполнения процедуры закрытия дня.

Еще одной особенностью поддерживаемого в ИАБС режима 24/7 является прозрачность процедуры закрытия дня для пользователя. Клиенты, удаленно обслуживаемые посредством систем ДБО, могут осуществлять финансовые транзакции круглосуточно. С точки зрения клиента переход банка на следующий день произойдет мгновенно, точно в регламентированное время.

Одновременная работа банка в двух днях — это уже реальность

Еще одним ключевым преимуществом ИАБС является поддержка возможности полноценной работы банка в двух операционных днях. По регламентированному времени или по наступлению заданного события (например, после закрытия дневного сеанса в системе мгновенных платежей ЦБ РУз или после закрытия межбанковских операций в валовой платежной системе ЦБ РУз) ИАБС автоматически переходит в двухдневный режим. В двухдневном режиме сотрудникам банка предоставляется возможность одновременной работы в двух днях: в еще не закрытом текущем дне и в следующем дне. При этом пользователь может свободно переходить из одного дня в другой, выбирая в главном окне ИАБС нужную ему дату операционного дня.

Возможность внедрения в банке системы KPI

Внедрение системы KPI (Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности) помогает банку оценить деятельность своих подразделений и отдельных сотрудников. ИАБС 7 обеспечивает автоматический сбор базовой информации для расчета индикаторов эффективности деятельности подразделений и отдельных сотрудников. При этом учитываются такие факторы, как время выполнения и достижение конечного результата. Банк может гибко управлять методологией расчета индикаторов, настраивать влияние отдельных индикаторов на общую оценку эффективности, вводить новые индикаторы эффективности.

Сервисная шина ИАБС

Сервисная шина ИАБС FB ESB является связующим ПО, обеспечивающим централизованный и унифицированный событийно-ориентированный обмен данными между различными информационными системами на принципах сервис-ориентированной архитектуры. Использование FB ESB для интеграции внешних систем с ИАБС существенно ускоряет процесс интеграции. При необходимости FB ESB может обеспечивать преобразование данных посредством адаптеров. Поддержка спецификации OpenAPI (The OpenAPI Specification) позволяет интегратору генерировать инструментами Swagger описание методов и базовые исходные коды для интеграции.

Поддержка спецификации OpenAPI сервисной шиной ИАБС FB ESB

FB CRM

Подсистема ИАБС FB CRM предназначена для автоматизации управления взаимоотношениями банка с его клиентами, внедрения современных и эффективных способов обслуживания клиентов. Она помогает сотрудникам фронт-офиса банка получать консолидированный доступ ко всей информации о данных клиента, истории взаимоотношений с клиентом, его финансовой активности и набору используемых клиентом банковских продуктов. Специальные аналитические функции FB CRM предлагают сотруднику банка список продуктов, которые могут заинтересовать обслуживаемого им клиента. Клиентоориентированный, дружественный интерфейс пользователя FB CRM помогает банку автоматизировать бизнес-процессы фронт-офиса по принципу «единое окно».

Система бизнес-аналитики FB Analytics

Компания Fido-Biznes одной из первых в Узбекистане предложила банкам собственную реализацию аналитической системы на базе корпоративного хранилища данных и инструментов Oracle Business Intelligence (OBI). Сегодня FB Analytics уже завоевывает рынок в своем сегменте. Благодаря новым аналитическим возможностям ИАБС 7 существенно улучшатся и аналитические возможности FB Analytics.

Аналитическая система FB Analytics на базе Oracle Business Intelligence

FB Digital Banking Platform

Система FB Digital Banking Platform обеспечивает доступ клиента к банковским услугам в режиме 24/7 через любые доступные ему цифровые каналы, включая каналы дистанционного банковского обслуживания в виртуальных офисах 24/7, через устройства самообслуживания, web-портал банка, социальные сети и контакт-центр. FB Digital Banking Platform слабо связан с АБС и другими информационными системами банка. Практически все «цифровые» продукты банка будут созданы на этой платформе, там, где используется именно FB Digital Banking Platform, а не в АБС. Выделение «цифровых» продуктов на отдельную от АБС специализированную платформу помогает банку минимизировать сроки вывода новых продуктов на рынок (Time to Market).

Еще одной особенностью FB Digital Banking Platform является его открытость к интеграции. Открытый REST API дает банку возможность самостоятельно интегрировать в цифровую платформу собственные приложения или внешние системы. Открытый API предоставляет платежным системам и корпоративным клиентам возможность интеграции своих информационных систем с цифровой платформой банка.

Маркетплейс FB MarketPlace

Маркетплейс FB MarketPlace является одним из главных компонентов платформы FB Digital Banking Platform. Маркетплейс является торговой интернет-площадкой, предназначенной для того, чтобы продавцы и покупатели могли находить друг друга онлайн и совершать сделки. Кроме торговых площадок для обычных товаров и услуг FB MarketPlace предоставляет также площадку цифровых товаров в виде сервисов.

FB iABS NG — автоматизированная банковская система нового поколения

Традиционно считается, что если АБС хорошо справляется со своей задачей, то лучше ее и «не трогать». Ведь АБС не только обслуживает счета клиентов, но и берет на себя всю «черную» работу, связанную с выполнением регуляторных требований и формированием регламентированных отчетов, разрабатываемых не одно десятилетие.

Однако цифровая революция уже затронула «святую» информационную систему банка — АБС. В цифровую эпоху на АБС возлагаются совершенно новые требования, с которыми не справятся традиционные АБС, имеющие в своем составе множества унаследованных функций, ненужных цифровому банку. Очистить же традиционный АБС от унаследованных функций невозможно, так эти функции по-прежнему нужны банку.

В Fido-Biznes прекрасно понимают, что ИАБС 7, несмотря на модернизацию в соответствии с требованиями времени, сможет сохранить свою актуальность не более 3−5 лет. Ведь требования к АБС постоянно меняются, и уже сегодня надо начинать разработку АБС нового поколения.

Учитывая все это, компания начала разработку АБС нового поколения — FB iABS NG — автоматизированной банковской системы с современной микросервисной архитектурой, ориентированной на непрерывную обработку цифрового потока финансовых транзакций. FB iABS NG состоит из двух отдельных компонентов с единым операционным ядром, в которых будет полностью разделены Front-End и Back-End, интегрированные посредством REST API.

Общее ядро двойной системы — FB iABS NG Core — будет реализовать низкоуровневые функции по обслуживающие продуктов и счетов.

Компонент FB iABS NG Classic будет реализовать традиционные для АБС функции — автоматизировать бизнес-процессы банка. Данный компонент будет являтся прямым наследником ИАБС 7.

Компонент FB iABS NG Digital будет чисто «цифровой» АБС, обслуживающей только «цифровые» продукты банка и управляемой искусственным интеллектом. Данный компонент не будет являться АБС в традиционном смысле, а будет процессингом для цифровых продуктов банка. Полное разделение модулей, обслуживающих цифровые и нецифровые продукты банка, поможет сократить Time To Market для цифровых продуктов и повысить надежность системы в целом.

Конечный продукт предлагаемой модели цифровой трансформации

Конечным продуктом предлагаемой модели цифровой трансформации банка в перспективе должно стать цифровое информационное пространство (цифровое ядро) банка с сервис-ориентированной архитектурой, ядром которого является iABS NG.

Архитектура цифрового информационного пространства банка с сервис-ориентированной архитектурой, ядром которого является iABS NG

В цифровое информационное пространство банка могут быть равноправно интегрированы, помимо продуктов Fido-Biznes, решения сторонних вендоров и информационные системы собственной разработки банка. При этом любой компонент для других компонентов системы может быть прозрачно заменен сторонним решением.

Вместо заключения

Процесс цифровой трансформации банка не должен рассматриваться как разовый проект, который можно полностью завершить внедрением нескольких программных продуктов. Попытаться решить весь спектр задач цифровой трансформации путем внедрения нескольких программных продуктов — это путь в никуда. На этом пути придется в течение нескольких лет реализовать десятки проектов.

Но без четкого планирования и грамотного распределения ресурсов нельзя обеспечить успех. На самом деле цифровая трансформация — это процесс, который никогда не закончится. Это постоянная адаптация к резко меняющимся условиям, постоянная эволюция информационных систем, вечная борьба за выживание.

Качество реализации проекта цифровой трансформации слабо зависит от выбранного программного решения и, напротив, сильно зависит от качества планирования проекта цифровой трансформации, качества постановки задачи и качества управления ресурсами. Главное — не остановиться на полпути и не истощать финансовые ресурсы банка, не достигая намеченных целей.

Предлагаемая эволюционная модель цифровой трансформации банка наряду с предлагаемыми компанией Fido-Biznes доступными программными решениями позволяет банку осуществить цифровую трансформацию относительно безболезненно, существенно экономя при этом время на реализации проекта и финансовые инвестиции. Данная модель цифровой трансформации никак не исключает возможность внедрения решений авторитетных зарубежных компаний. Предлагаемые решения Fido-Biznes дополняют решения других вендоров и могут быть использованы в любой комбинации с другими решениями. Банку предоставляется возможность выбора наиболее эффективной модели цифровой трансформации и наилучшего распределения своих ресурсов путем выбора оптимальной комбинации решений в рамках выделенного бюджета.

На правах рекламы.