Зуфар Ашуров,

заместитель директора Центра исследований при Агентстве по управлению госактивами.

Понятие «саморегулирование» трактуется по-разному, и нет единого его определения.

По мнению одних зарубежных экспертов, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной сферы.

Содержание этой работы — разработка и установление стандартов и правил в части предоставляемого обслуживания, а также контроль за их соблюдением.

Собственно этим занимаются саморегулируемые организации (СРО). СРО создается с целью саморегулирования и объединения предпринимателей на основе единства определенной отрасли производства товаров (работ, услуг).

Основная идея создания — переложить контрольные и надзорные функции за деятельность предпринимателей с государства на самих участников рынка. При этом, государство передает саморегулируемым организациям отдельные функции (как правило, контрольные, надзорные), и, как следствие, снижаются бюджетные расходы.

В связи с внедрением института СРО постепенно отменяется лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемые организации в Узбекистане

В Узбекистане есть некоторые законодательные предпосылки для создания СРО в форме некоммерческих организаций. Например:

  • Гражданский кодекс устанавливает формы некоммерческих организаций;
  • с 1991 года действует закон, который закрепляет за гражданами, как их неотъемлемое право, свободу создания общественных объединений;
  • с 1999 года — закон, который определил организационно-правовые формы некоммерческих организаций, к каковым относятся СРО, и порядок их учреждения;
  • Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» предоставляет гарантии деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечивая защиту их прав и законных интересов.

Однако, эти законы не дают возможность полноценному созданию и развитию СРО в стране.

В ноябре 2020 года на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был размещен проект постановления Кабинета Министров, в котором предусматривается механизм регулирования видов оценочной и риэлторской деятельности через определенные общественные организации, которые прошли госаккредитацию.

Однако, на наш взгляд, такой механизм не выдерживает критики и предложен неверно, поскольку:

  • система государственной аккредитации общественной организации и придачи ей статуса СРО не существует в практике ни одной страны мира;
  • в этом механизме предусматривается ведение государственного инспекционного надзора за работу общественных организаций, то есть по сути, сохраняется контрольная функция государства;
  • такой механизм должен быть единым для всех видов деятельности, по которым не требуется лицензирование.

Именно поэтому, механизм саморегулирования предпринимателей должен быть создан не на основе правительственного решения, а на основе принятия специального нормативно-правового акта.

Вместе с тем, в документе (как и в других нормативно-правовых актах) термины на русском языке «саморегулирование», «саморегулируемая организация» переводятся на узбекский язык неправильно. А это, в свою очередь, может привести к некоторой путанице.

Для полноценного возникновения института саморегулирования в нашей стране, нарастала необходимость разработки и принятия отдельного закона, который определяет правовую и экономическую основу, устанавливает порядок создания и работы, полномочия СРО.

Такой закон особенно необходим в сфере финансового рынка, поскольку, как показывает зарубежный опыт, именно финансовый рынок наиболее предрасположен к саморегулированию.

Что должен включать в себя предлагаемый закон

В первую очередь в предлагаемом законе нужно сформулировать понятие «саморегулируемая организация» и отразить права СРО в регулировании определенной отрасли или сферы. Например, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости, строительство и так далее.

Также установить требования, предъявляемые к СРО, определить признаки, а также порядок создания общественных объединений и приобретения ими статуса СРО.

Самой главной задачей организаций должно быть не выдача лицензии (или разрешения), не только регулирование какой-либо сферы, а разработка и установление стандартов и дополнительных правил для предпринимателей.

Исходя из этого, в предлагаемом законе необходимо предусмотреть нормы, обязывающие СРО разработать и установить стандарты и правила определенной отрасли или сферы.

Кроме того, необходимо указать какие стандарты должна иметь СРО. Например, организация должна разрабатывать свои базовые и внутренние стандарты.

Базовые стандарты должны быть обязательными для исполнения всеми организациями, вне зависимости от их членства в СРО. К ним можно отнести стандарты по управлению рисками, по корпоративному управлению, по внутреннему контролю, по защите прав и интересов получателей услуг.

Также необходимо заложить норму о том, что СРО должны установить также и внутренние правила:

  • направленные на формирование условий участия;
  • о порядке проведения контроля участников и порядка воздействия на участников при несоблюдении ими правил и стандартов;
  • правила этики сотрудников и так далее.

Предлагаемый закон должен установить нормы о создании органов управления и контроля. Например, в СРО должны создаваться такие органы управления как:

  • общее собрание членов (участников);
  • постоянно действующий коллегиальный орган;
  • исполнительный орган;
  • специализированные органы.

В случае принятия этого закона, потребуется также внесение изменений в другие законодательные акты, в том числе в:

  • «Градостроительный Кодекс»;
  • Закон «О рынке ценных бумаг»;
  • Закон «Об аудиторской деятельности»;
  • Закон «О риэлторской деятельности»;
  • Закон «Об оценочной деятельности».

Таким образом, создание и развитие саморегулируемых организаций путем принятия Закона «О саморегулируемых организациях» будет способствовать возникновению прозрачной, целостной, эффективно функционирующей системы саморегулирования.

Такая система, несомненно, приведет к:

  • сокращению регулирующего воздействия государства на субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности;
  • сокращению надзорной функции и бюджетных расходов государства;
  • уменьшению коррумпированности экономики;
  • повышению качества товаров, работ и услуг;
  • обеспечению эффективного взаимодействия между субъектами профессиональной деятельности или предпринимателями, и госорганами.