Основатель интернет-магазина Asaxiy Фируз Аллаев поделился со Spot о том, почему нужно автоматизировать свой бизнес, не брать фрилансеров и быстро адаптироваться к новым реалиям.


Во время учебы во Франции я стал свидетелем стремительного развития интернет-магазинов в Европе. Почти 90% населения совершали покупки в интернете по доступным ценам.

Вернувшись в Узбекистан, увидел, что такой службы вообще нет. Тогда я задался вопросом — почему у нас она отсутствует и не развивается, после чего возникла идея открыть интернет-магазин. Таким образом в 2014 году был создан Asaxiy.

Надо признать, мы прошли много трудностей, потому что были первопроходцами — три с половиной года работали только в убыток.

Тогда, если один месяц закрывали с прибылью, то в следующем только могли покрыть расходы.

Основной рост развития произошел за последние два года. За это время количество заказов резко увеличилось на 70%, команда расширилась, и мы открыли филиалы в регионах.

В карантин появилась новая культура пользования интернет-магазином — если раньше только 2% населения совершали покупки онлайн, то сейчас это число, по нашим оценкам, выросло в 2−3 раза.

Кроме того, мы обновили программное обеспечение, улучшили процесс доставки, повысили квалификацию персонала. В целом, можно без преувеличения сказать, что карантин привел нас к большому прогрессу.

1. Нанимали фрилансеров

Первая довольно серьезная ошибка — мы думали, что интернет-магазин можно запустить, наняв фрилансеров.

Сколько раз они нас обманывали, тянули со сроками, иногда даже и не создав никакого сайта.

Следует учесть, интернет-магазин — это экосистема, несколько программ, а не просто сайт, кроме того, необходимы постоянные изменения и улучшения.

С этой точки зрения у интернет-магазина должны быть свои постоянные штатные программисты. Именно из-за этой ошибки мы работали на старом сайте с 2014 по 2019 год.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем найти профессионального программиста или воспользоваться существующими разработанными системами, где готовые сайты могут быть адаптированы под ваш бизнес.


2. Не уделили достаточно внимания автоматизации

Мы особо не задумывались о программном обеспечении, управлении бизнесом, бухгалтерии и финансах, а также об автоматизации службы доставки и развитии существующих программ.

Все процессы контролировались через Telegram или Trello. В целом, поздно осознали важность ПО.

Я думаю, если бы весь этот процесс был начат на два года раньше, то более 17 программ в Asaxiy функционировали в абсолютно другом режиме. Поэтому необходимо обратить внимание на максимальную автоматизацию компании.


3. Доверяли сотрудникам и поздно запустили систему контроля

Какими бы честными ни были ваши сотрудники, вы должны иметь возможность контролировать систему.

Мы не обращали на это внимания, не сомневаясь в «добросовестности» некоторого персонала. Это, в свою очередь, привело к убыткам в размере $70 тыс.

Поэтому я всегда советую создавать систему, исключающую ошибки, недочеты и, самое главное, кражи.


4. Поздно запустили некоторые сервисы

Например, службу доставки в регионы нужно было запустить немного раньше.

В одних случаях это произошло из-за проблем с деньгами, а в других, мы как консерваторы не верили в некоторые проекты и отодвинули их на задний план.

Думаю, если бы мы все сделали вовремя, компания достигла бы сейчас другого уровня. Необходимо уметь максимально быстро адаптироваться к изменениям во всех сферах, особенно в IT.

Конечно, это может вызвать финансовые затруднения, но неспособность действовать своевременно может привести к огромным потерям.


5. Поздно начали использовать видеоконтент

Мы сосредоточились на текстовом контексте и усилили рекламу в социальных сетях, в частности в Facebook.

Но сегодня мы видим, что важность видеоконтента в сети, особенно в TikTok и Instagram, возросла. Создание отдельной производственной команды и инвестирование этого направления с нашей стороны было бы мудрым решением в тот период.

Да, сегодня мы начали исправлять все свои промахи, но должен сказать, что, к сожалению, опоздали на полтора года!