Cегодня маркетплейс становится доминирующей формой организации продаж товаров и услуг. По данным издания «Бизнес журнал», 36% продавцов крупных мировых торговых площадок за последние 15 месяцев стали использовать маркетплейсы. При этом 47% из них предпочитают работать сразу на нескольких маркетплейсах.

Что же это такое и как не отстать от быстро уходящего вагона «онлайн-поезда», рассказал управляющий партнер и директор по развитию маркетплейса Bulavka.uz Бекзод Гайбуллаев.

— Что такое маркетплейс?

— Маркетплейс дословно переводится как «торговое место». Это площадка для торговли, которая помогает продавцам, различным мастерам, арендодателям и производителям найти подходящую платежеспособную аудиторию. Для покупателей администрация маркетплейса — это своего рода агрегатор, собирающий всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) в единую базу. Поэтому маркетплейс можно считать цифровой ярмаркой с унифицированным методом оплаты, удобной системой доставки и повышенным уровнем безопасности.


Создатели маркетплейса также занимаются увеличением и модерацией базы продавцов и иногда содействуют партнерам в распространении товаров или услуг. Наличие какой-либо из вышеперечисленных опций зависит от специфики и направленности конкретной площадки, а также ее целевой аудитории.

Известными маркетплейсами можно назвать Amazon, eBay, Alibaba. В русскоязычном сегменте есть такие крупные площадки, как Wildberries, Ozon, Lamoda. В Узбекистане эту нишу делят между собой Zoodmall, Abad и Bulavka.

— В чем преимущества маркетплейса перед интернет-магазином?

— Первое — большое количество продавцов и товаров на площадке. Интернет-магазин обычно продает товары от одного или нескольких брендов. А в маркетплейсе покупатель может найти продукцию многих продавцов, причем нет никаких ограничений в выборе категорий. В этом смысле маркетплейс можно сравнить с большим онлайн-гипермаркетом.


Во-вторых, большая аудитория и более расширенная география. Маркетплейсы обычно уделяют много внимания и не жалеют ресурсов на привлечение покупателей. Поэтому они выигрывают по количеству аудитории и трафика в сравнении с интернет-магазинами. Кроме этого, благодаря развитой логистике маркетплейсы имеют возможность работать с более широкой географией.

Третий плюс в том, что маркетплейс решает вопросы коммуникации с покупателями. Они могут напрямую обращаться к продавцам, а те, в свою очередь, могут коммуницировать со своими потенциальными покупателями, используя встроенные инструменты для общения: мессенджеры, отзывы, формы обратной связи, а также маркетинговые инструменты, такие как подписки, акции и скидки.

Четвертое — это определенные гарантии для двух сторон сделки. Зачастую маркетплейсы защищают покупателей от недобросовестных продавцов, обеспечивают своевременную доставку и сервис. В тоже время они страхуют поставщиков от разного рода рисков: неоплата за доставленный товар, возвраты испорченного товара и прочее.

Можно еще много что перечислить, но это основные преимущества.

— Какие модели сотрудничества в маркетплейсе есть для продавцов?

— У разных площадок — различный объем задач. Чаще всего в подобных торговых системах применяются две схемы работы.

Первая — модель FBO (склад маркетплейса + доставка). Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов. Она еще и дает покупателю гарантию того, что весь товар, представленный на сайте в наличии. Сейчас так работает Bulavka.uz.

Вторая модель — FBS (склад продавца + доставка). Здесь продавец только размещает свой товар на маркетплейсе, а сам товар хранит у себя на складе. При поступлении заказа продавец отпускает товар со склада курьеру маркетплейса или же сам доставляет заказы на склад маркетплейса, откуда консолидированные заказы доставляются до покупателя. Сейчас Bulavka.uz как раз запускает такую услугу для поставщиков.


Есть еще и другие комбинированные модели. Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.

Кроме этого, у разных маркетплейсов есть разные условия сотрудничества с поставщиками, начиная от размеров комиссий и заканчивая условиями хранения и доставки.

— Что сподвигло к открытию офлайн-магазина?

— Недели две назад Bulavka.uz открыла склад для покупателей. Любой покупатель может прийти, увидеть товар вживую, примерить, выбрать понравившийся и сразу купить. Bulavka.uz становится ближе к своим пользователям.

Как и любой бизнес, компания старается постоянно развиваться, изучая новые направления и экспериментируя. Открытие офлайн-магазина — очередной эксперимент. Хотим проверить несколько гипотез относительно комбинирования онлайн- и офлайн-моделей бизнеса, его масштабирования. Посмотрим, что из этого получится.


— Каковы перспективы маркетплейсов?

По данным РБК, в ближайшие годы аналитики предполагают рост интернет-торговли более чем на 25% ежегодно. Наряду с e-commerce стремительно будут развиваться и маркетплейсы.

Ожидается, что к 2023 году минимум 50% онлайн-продавцов будут сотрудничать с такими платформами. Есть большая вероятность, что произойдет внедрение и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые будут реализовывать чужие товары.

Считают, что самыми перспективными направлениями будут две ниши — eGrocery и FMCG. Также прогнозируется рост b2b-маркетплейсов. Например, Amazon уже использует свою платформу для бизнеса, и ее оборот за шесть лет работы достиг $25 млрд.

Это данные зарубежных рынков. В Узбекистане быстро развивается онлайн-рынок. И есть все предпосылки, что в Узбекистане скоро будет бум интернет-торговли. Нужно только достичь критической массы спроса, переломного момента. Надеемся, что Bulavka.uz будет в центре этих событий.

Телефон: (+998) 78−150−55−57.
Адрес: ул. Абдуллы Каххара, 47.

На правах рекламы.