Как ранее писал Spot, на Республиканской валютной бирже появился первый маркетмейкер. Перым участником валютных торгов, которому был присвоен этот статус, стал «Капиталбанк». 5 октября уже были заключены первые валютные сделки.

При этом, биржа предоставляет маркетмейкеру, который успешно выполняет свои функции, значительные преференции: в конце каждого месяца бирка выплачивает вознаграждение, включая фиксированную сумму (до 30 млн сумов), а также возврат комиссии, уплаченной самим маркетмейкером и котрагентом.

Spot поговорил и с представителями банка и экспертами в этой области. Они рассказали, зачем нужены маркетмейкеры и какие есть нюансы.



Константин Тян,

заместитель председателя правления «Капиталбанка».

Статус маркетмейкера позволяет его обладателю влиять на баланс спроса и предложения на валютном рынке и тем самым способствовать установлению справедливого курса иностранной валюты.

Кроме того, это способствует повышению эффективности операций на валютном рынке, что в конечном счете означает получение дополнительных доходов для «Капиталбанка».

Безусловно, для нас большая честь быть первым коммерческим банком, получившим статус маркетмейкера на валютной бирже. Могу предположить, что это своего рода оценка высокой активности «Капиталбанка» на рынке валютных операций.

Думаю, что выбор нашего банка связан именно с этим, — мы уже достаточно давно занимаем лидирующие позиции по объемам конвертации, платежей в иностранной валюте и конверсионных операций.

Честно говоря, мы не видим существенных рисков, которыми бы невозможно было управлять. Несмотря на то, что маркетмейкинг является относительно новым для нашей страны видом деятельности, нужно понимать, что коммерческие банки ежедневно осуществляют сотни тысяч операций по купле-продаже иностранной валюты. По сути они выполняют схожие функции, только каждый на своем маленьком «рынке».

Кроме того, условия, предложенные нашими коллегами из Республиканской валютной биржи, являются вполне приемлемыми и не налагают на маркетмейкеров каких-либо невыполнимых обязательств.

Для маркетмейкеров определены обязательства по минимальной сумме покупки и продажи, по максимальному размеру СПРЭДа (разница курсов) и активности.

Это основные требования, от выполнения которых зависит получение преференций.

Учитывая, что институт маркетмейкерства только зарождается, мы не ожидаем в этом направлении каких-то мгновенных результатов. Вместе с тем мы считаем, что в долгосрочной перспективе этот статус позволит банку укрепить свои лидирующие позиции на рынке валютных операций и улучшить уровень сервиса для наших клиентов.




Баходир Атаханов,

председатель национальной ассоциации инвестиционных институов (НАИИ).

Институт маркетмейкера, как правило, необходим в тех случаях, когда биржевой инструмент (биржевой товар) не пользуется особым спросом, а именно не является ликвидным. Именно поэтому маркетмейкера на некоторых биржах именуют liquidity provider.

Необходимо иметь в виду, что источником поступлений бирж от их основной деятельности являются комиссионные вознаграждения по каждой заключённой на бирже сделке — транзакции.

Следовательно, чем больше сделок и их объём, тем больше дохода у биржи.

Функция по постоянному поддержанию спроса и предложения на биржевой товар не всегда приносит прибыль, а иногда и вовсе убыточна на протяжении длительного времени. Поэтому биржи предоставляют членам биржи (дилерам), взявшим на себя такое обязательство, преференции, в том числе в виде снижения или освобождения от уплаты комиссионных сборов биржи.

Преференции для маркетмейкера на фондовой бирже определены в статье 16 закона «О рынке ценных бумаг» и предусматривают освобождение его от уплаты сборов и других платежей бирже, Центральному депозитарию ценных бумаг, а также расчётному банку.

Однако, вызывает огорчение, что на фондовой бирже нет маркетмейкера, несмотря на наличие неликвидных ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже.

Биржа, будь это фондовая, валютная или товарно-сырьевая, при внедрении института маркетмейкера на определённый биржевой товар (акция, иностранная валюта, метал, и др.) преследует получение основной выгоды в будущем, когда товар станет ликвидным и ему не нужна будет поддержка маркетмейкера.

Другая причина, по которой для биржи необходимо иметь маркетмейкера на неликвидный товар, это формирование постоянной биржевой котировки на товар, без которой нельзя определить реальную рыночную цену на неё.

Рыночная цена на товар используется для разных целей, в том числе, когда товар используется в виде залогового обеспечения.

Как правило, если в течение определённого периода нет биржевой котировки на товар, происходит делистинг, т. е. отстранение товара от обращения на бирже, во избежание рисков различных манипуляций ценами на него.

Кстати, наличие маркетмейкера на определённый неликвидный товар является важным для лиц, совершающих операции с этим товаром и которым необходимо иметь уверенность, что товар в кратчайшие сроки может быть куплен или продан на бирже.

В то же время, внедрение института маркетмейкера на ликвидный биржевой товар, включая иностранную валюту, не имеет практического смысла.

Напротив это может только навредить, в том числе в виде предоставления необоснованного конкурентного преимущества члену биржи — маркетмейкеру.

В пункте 1 порядка оказания услуг маркетмейкера на валютном рынке, установлено, что «нестандартная сделка маркетмейкера — это сделка, одним или обоими конечными контрагентами по которой выступают лица, выполняющие функции маркетмейкера по биржевому инструменту. Она направлена на создание видимости торговой активности относительно данного биржевого инструмента».

Согласно пункту 30 порядка критерии нестандартных сделок маркетмейкера определяются внутренними документами УзРВБ и не раскрываются.

Важно помнить, что в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса, сделка, совершённая лишь для вида, без намерения создать юридические последствия, ничтожна (мнимая сделка).

Spot обратился за комментарием в валютную биржу и на момент публикации ждет ответа.