Развитие технологий открывает пользователям много новых возможностей — не выходя из дома оплачивать покупки в интернете, заказывать доставку продуктов, товаров и еды, пользоваться услугами банка дистанционно — обменивать валюту, открывать/закрывать вклады/кредиты, переводить деньги родным и близким не только внутри страны. но даже уже за рубеж.

Однако, цифровизация имеет и обратную сторону. Деньги, большая часть которых у большинства хранится в безналичной форме на карте, стали уязвимы к атакам мошенников. Если раньше единственным способом лишиться денег было наткнувшись на вора, то теперь люди чуть ли не сами отдают их мошенникам, переходя по сомнительным ссылкам, сообщая незнакомцам код из SMS.

Spot совместно с финансовыми организациями расскажет о самых распространенных видах кардинга (мошенничество с платежными картами). Первым о топ-5 способах поделится директор Национального межбанковского процессингового центра (платежная система HUMO) Шухрат Курбанов:


Только начали люди понимать, что OLX.uz в принципе не осуществляет доставку, а компания быстрой почтовой доставки «FARGO Parcel Service» имеет только один сайт и все остальные — фишинговые (фишинг — вид мошенничества, с помощью которого злоумышленники пытаются получить доступ к конфиденциальным данным пользователя — логинам, паролям, личной информации, и, часто, деньгам — прим.), как мошенники тут же придумали новые способы хищения денежных средств с банковской карты.

Для этого злоумышленникам по-прежнему необходимы данные вашей банковской карты (номер, срок ее действия) и трехзначный CVV-код, указанный на обороте (для международных карт), а самое главное — код подтверждения, отправляемый в виде SMS. Но вот способы «выудить» нужную информацию изменились.

Итак, пять новых и хорошо забытых старых видов финансового мошенничества:

01

Лже-представитель крупного магазина электроники

Предлагается по выгодной цене выкупить у жертвы устаревшую технику. Жертва соглашается, и мошенник отправляет ссылку для получения платежа. Эта ссылка может отправить на фишинговый сайт, где будут украдены деньги с карты.

Как быть: Не стоить доверять различным неизвестным ссылкам, получаемым в мессенджерах, и тем более спешить ее открывать, не говоря об опасности вводить там данные своей банковской карты. Выяснить в магазине, работает ли у них такой представитель, действительно ли по этому сайту можно совершить оплату.

02

Поддельные сайты/приложения

Мошенники пытаются подделать сайты или сервисы известных банков или платежных организаций (Apelsin, Click, PayMe и т. д.)

Как быть: связаться с call-центром и убедиться в том, что это оригинальный (настоящий) платёжный сервис.


03

Новое видение старой схемы доставки

Теперь мошенники говорят, что заберут товар через Яндекс.Доставка. Оплату пообещают перевести через фишинговый сайт, где у жертвы спросят номер карты и SMS с кодом подтверждения. А вот строки для адреса, откуда забрать товар, на сайте не будет. Как только жертва введёт код подтверждения, все деньги будут списаны.

Как быть: Быть внимательным и никому не передавать такие данные. Для того чтобы зачислить деньги на карту, нужен лишь номер карты или телефона.


04

Не стареющий способ «нигерийского родственника»

«Мне написала «Бриджит Бардо», говорит, что сильно болеет и хочет перечислить мне 300 тыс. евро, потому что я «честный-честный» и чтобы я поделился средствами с сиротами и брошенными детьми в своем районе. И для этого надо связаться с ее адвокатом через WhatsApp.

Это — то самое, уже известное всем «нигерийское письмо» но уже от какого-то очень ленивого мошенника, который не удосужились придумать более или менее достоверную историю.

Вы, конечно, можете попробовать связаться с ее «адвокатом», но учтите, этот самый «адвокат» начнет раскручивать вас на некие «небольшие платежи», для последующего получения средств".

Как быть: Если вы и вправду не знакомы с Бриджит Бардо и у вас нет богатого родственника в Африке — вспомнить, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке и отправить такие письма в спам.


05

Несуществующая материальная помощь

Как и разного рода внезапные выигрыши, единоразовые выплаты, денежные призы и прочие вознаграждения от кого бы то ни было — такого рода информация должна сразу вызывать критическое отношение. И, безусловно, быть проверена на официальном сайте представителей компании.

Как быть: Когда человека посредством SMS/письмом на электронную почту/сообщением в социальных сетях и мессенджерах извещают о подобном «призе», не стоит спешить переходить по ссылке: большая вероятность, что это фишинговый сайт, где мошенники ждут данные банковской карты своей жертвы.

«Мошенники могут представляться сотрудниками службы безопасности банка или платежной системы, заманивать вас получением кэшбека при покупке у них товаров или бонусом за вакцинацию, а то и требовать возвращения им денег, якобы случайно зачисленных на вашу банковскую карту. То есть, говорить они могут разное, но главной их целью будет одно: узнать данные вашей карты. Поэтому хочу напомнить еще раз: ни в коем случае не передавайте им данные вашей банковской карты и SMS-код. Всегда обращайте внимание на текст SMS, который вам приходит — там обычно есть предупреждения для чего нужен этот код и предостережение — никому его не сообщать» — предупреждает Шухрат Курбанов.


Если вы стали жертвой финансового мошенничества, напишите о своем случае на почту info@spot.uz