Юлия Пакидышева,

сертифицированный бизнес-тренер Profi Training, обладатель диплома ACCA, с опытом работы в сфере финансового учёта более 25 лет.

Либерализация налоговой политики в Узбекистане продолжает набирать обороты. Становится привычным, что стратегические решения по изменению налоговых, таможенных ставок вступают в силу к концу года.

Президент подписал указ о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленный на гарантированное обеспечение населения основными видами продовольственных продуктов.

Согласно документу, с 10 октября по 31 декабря текущего года освобождаются от уплаты НДС импорт, а также оборот по реализации мяса (курица, говядина, баранина), живых животных (крупный рогатый скот и птица), а также картофеля и замороженной рыбы.

Развитие аграрного сектора в республике не успевает за ростом и потребностями населения. Дефицит, отсутствие конкуренции на рынке — одни из основных причин роста цен на мясную и рыбную продукцию.

Государство ввело нулевую ставку НДС, чтобы нормализовать растущие цены на внутреннем рынке, сократить дефицит мясной продукции.

Поставщиками мяса на местные рынки являются не только фермеры и юрлица-импортеры, но и мелкие домашние хозяйства. По данным Государственного комитета по статистике, 91% крупного рогатого скота находится во владении именно у них.

Реализовывая сырье на рынке или сдавая его производителям мясной продукции, физлица продают свою продукцию значительно дешевле, чем юрлица. Себестоимость товара у них существенно ниже: издержки содержания скота не столь высоки, физлица не являются плательщиками НДС.

Таким образом, введение нулевой ставки НДС в мясной цепочке ценообразования не является значимым.

Снижение ставки НДС отразится на ценообразовании продукта. Цена на сырье, на ввозимый импортный товар снизится у поставщика или производителя продукта. Но розничная цена существенно не упадет. Конечные потребители, как платили завышенную цену на мясную продукцию, так и будут платить.

Стоимость мясного продукта складывается не только из себестоимости сырья. В цепочке присутствуют корма, которыми кормят скот, транспортные и коммунальные расходы на содержание.

Все перечисленные издержки производителями покупаются с учетом НДС 15%. На них нет льгот. Чтобы мясные продукты действительно стали дешевле нужно обнулять налоги на всю цепочку, по которой двигается ценообразование на мясо. Но администрирование всей цепочки НДС на продукцию практически невозможно.

С введением краткосрочной льготы цена на продукцию должна качнуться вниз, но не существенно и ненадолго. Что будет с ценой на мясную продукцию после 31 декабря, когда льгота утратит силу? Продукция на прилавках опять подорожает.

Импортерам и производителям придется перестраиваться на прежний режим налогообложения. Каждый понимает, что за 3 месяца поголовье завезенного скота не вырастет, приплода не даст. Животные не начнут размножаться «по хотению и велению нулевой ставки» в геометрической прогрессии.

Импортеры при всем своем желании не смогут забить холодильники импортной продукцией на ближайшие годы. Для конечного потребителя заявленные налоговые «фейерверки» в таком коротком промежутке времени не будут заметны.

К чему эти сложные налоговые перестройки

Администрирование НДС — это сложный процесс не только для государства, но и для бизнеса. С введением «нулевой» временной ставки, бизнесу нужно менять документацию, перенастраивать учетные системы, перепрограммировать аппараты по расчетам с населением.

Расчет НДС у большинства компаний происходит на месячной основе. Успеют налоговики и законодатели в очередной раз переделать формы расчета НДС, ввести учетную «нулевую» ставку, показать льготу в форме расчета налога? Или ожидается очередной коллапс, как было с введением персональных идентификационных номеров для физлиц?

Кроме обнуления НДС, отменили таможенные пошлины на импортные фрукты. Согласно документу, до 1 мая 2022 года при импорте следующие товары освобождаются от таможенных пошлин:

  • бананы, плантайны (свежие, либо сушёные);
  • финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго, гарциния (свежие, либо сушёные);
  • цитрусовые плоды (свежие, либо сушёные);
  • свежая папайя;
  • свежие яблоки, груши, айва и киви.

Благодаря продвижению законопроекта продавцами монополистами, заморские фрукты стали доступнее на внутреннем рынке.

Решение достаточно необычное и неожиданное для потребителя. Мы живем в республике, где нет дефицита свежих фруктов круглый год.

Снижая таможенные пошлины на фрукты, которые выращиваются на местном рынке, парламентеры ставят местных производителей в неравные рыночные условия с компаниями-импортерами, завозящими эти изыски.

Что же еще наводит на невеселую мысль в этой ситуации с отменой таможенных пошлин? Экзотические фрукты завозятся из стран Юго-Восточной Азии. Где до сих пор действует жесткий локдаун. Эти страны в большинстве своем имеют аграрное направление в экономике.

Туристы, посещающие и живущие в этих странах, потребляли значительное количество выращенных фруктов. В связи c пандемией фрукты в меньшем количестве в садах расти не стали, а вот затруднения в реализации их на родине есть.

Может быть так, что крупные игроки аграрного бизнеса стран Южной Азии c нашими «китами продаж» пролоббировали снижение пошлин на папайю и ананасы? Если это действительно так, то очень грустно.

Потребители не получают выгоды от краткосрочного снижения ставок НДС и таможенных пошлин. Незащищенные слои населения с низким уровнем дохода не побежали в маркеты скупать связками бананы и ананасы. Их ежедневный рацион не увеличился за счет потребления сырокопченой колбасы.

Снижая налоги, государство имеет цель поднять уровень жизни населения, повысить ВВП и покупательную способность, но это не совсем так.

Когда в октябре 2019 года снизили ставку НДС на 5%, кто-то из нас заметил реальное уменьшение цен? Не подешевели и импортные товары, на которые с января 2021 снизили акциз. Это говорит или об отсутствии конкуренции на местном рынке или о том, что потребитель готов платить завышенную цену. Снижение ставки налога осталось в прибыли только продавцов.

Как отмечал заместитель министра финансов Дильшод Султанов, альтернатива снижения ставки НДС — это поддержка аграрной отрасли через адресные субсидии. Такая адресная поддержка бизнеса значительно эффективнее, чем освобождение или введение пониженных ставок НДС, которые конечному потребителю ничего не дают.

Применяя «нулевую» ставку по мясным товарам, государство все равно соберет чуть меньше половины от всех налоговых поступлений за счет НДС.

Вводя временные льготы в отдельных отраслях, по отдельным товарам, депутаты забыли об обещанных одинаковых налоговых условиях во всех сферах бизнеса, о которых говорили при утверждении нового Налогового кодекса.