Сеть магазинов ISHONCH, которая специализируется на продаже бытовой техники в рассрочку, объединяет 39 филиалов. Два года назад сеть начала быстро расширяться, и перед компанией встал вопрос: как за короткие сроки подготовить квалифицированные кадры и повысить уровень компетенций руководителей. За счет внедрения онлайн-обучения компания не только сумела решить эти задачи, но и получила ряд других, неожиданных эффектов.

ISHONCH работает на рынке с 2010 года, и первые шесть лет бизнес ограничивался территорией Ферганской долины. Масштабирование сети по всему Узбекистану началось в 2019 году и продолжается по сей день. Только в 2021 году компания открыла 41 филиал и до конца года планирует запуск еще 47 магазинов.

Сейчас в ISHONCH работает более 2500 сотрудников, и штат компании продолжает расти. Бывали периоды, когда за месяц приходилось принимать на работу около 400 новых сотрудников. К моменту экспансии в другие регионы Узбекистана в ISHONCH программа адаптации, обучения и аттестации сотрудников существовала только в очном формате, что стало проблемой на пути масштабного роста компании. Чтобы изменить ситуацию, в 2020 году было принято решение организовать онлайн-обучение персонала и развернуть его на платформе iSpring.

Для компании этот проект стал настоящим вызовом: в новых магазинах срочно требовалось обучение сотрудников, а тренеры не успевали выезжать на места. Тот факт, что на фоне высокого спроса на образование команда iSpring смогла перенести этот процесс на платформу, сильно повлиял на степень вовлеченности сотрудников в проект.

Бум образования

На подготовку новых программ и электронных курсов понадобилось около пяти месяцев. Для начала нужно было упаковать всю базу знаний в интерактивные онлайн-курсы, что и было сделано с помощью конструктора электронных курсов iSpring Suite. Параллельно была разработана дорожная карта, закуплены видеокурсы, а затем началась работа по принципу конвейера: кто-то оцифровывал контент, кто-то находил и исправлял ошибки, кто-то готовил презентации и выкладывал готовый продукт на платформу.

До внедрения онлайн-обучения в компании было всего четыре образовательные программы. После в распоряжении сотрудников оказалось 40 онлайн-курсов по товарному ассортименту, 23 курса по Soft Skills, 3 для HR-специалистов, welcome-курс для стажеров, видео-тренинг от бизнес-тренеров мирового уровня и 6 комплектов аттестационных онлайн-тестов для разных должностей.

Доступ к электронным курсам получили все сотрудники без исключения. Курсы можно проходить как на ноутбуке, так и на любом мобильном устройстве. Конечно, для каждого специалиста предусмотрен свой образовательный продукт, однако курсы открыты для всех. Если человек хочет изучить то, что не имеет отношения к его непосредственным обязанностям, — это только приветствуется. В компании практикуется ротация, поэтому любой сотрудник может подать заявку на получение новой должности. За счет прозрачности системы у людей повышается мотивация развиваться и расти.

За месяц до запуска все курсы были протестированы на представителях от каждого филиала. Чтобы повысить объективность оценки, фокус-группу максимально разнообразили, а в числе амбассадоров проекта оказались даже грузчики. В дальнейшем этим людям предстояло взять на себя роль наставников, помогая коллегам при любых сложностях, возникающих при регистрации и использовании платформы.

Массовое обучение в компании началось в мае и проходило до конца октября 2021 года. Для линейных сотрудников были разработаны онлайн-курсы, для управленцев — комплексная программа, которая состояла из трех модулей (тайм-менеджмент, делегирование, переговоры) и завершалась деловой игрой.

За счет онлайн-обучения охват сотрудников вырос в 83 раза, время на организацию учебного процесса сократилось с 2−3 дней до одной минуты, а расходы на организацию обучения, по сравнению с очным форматом, сократились на 40%. Однако, помимо экономии компания получила и другие преимущества.

Супермотивация

За активность в обучении и выполнение домашних заданий сотрудники получали баллы, которые были доступны для просмотра всем участникам проекта. Прозрачная система оценки, которую автоматически генерировала платформа, помогла создать среду здоровой конкуренции. Чтобы подогреть интерес к процессу, всем заранее сообщили о призах для успешных сотрудников. Отличившиеся топ-менеджеры получили в награду тур в Турцию, а рядовые сотрудники с высоким рейтингом — денежное вознаграждение и приглашение на обед с генеральным директором.


Многие признавались, что вначале не верили в независимую оценку своих достижений.

«Когда я узнал о проекте, то подумал: куда мне, грузчику, учиться, и как меня могут пригласить на обед с главой компании. Но я старался, и все получилось. Теперь я верю, что система прозрачна, и компания позволяет расти человеку, если он прилагает усилия», — сказал грузчик одного из филиалов, который тоже оказался в числе победителей, во время фотосессии с генеральным директором.

В целом этот проект сильно повлиял на мотивацию сотрудников.

В ISHONCH не было корпоративного портала, с помощью которого можно было бы информировать сотрудников о новостях и других изменениях, происходящих в быстрорастущей компании. Однако создавать его теперь нет необходимости — на платформе iSpring есть раздел «Новости». Компания настроила систему уведомлений, которая поможет одномоментно информировать сотрудников обо всех событиях компании, а также получать обратную связь. Количество просмотров новостей, по сравнению с мессенджером, который ранее использовали, повысилось в 2−3 раза. В среднем у каждой новости 2000 просмотров.

Неожиданным эффектом для HR-департамента стало то, что среди кандидатов на трудоустройство в ISHONCH стали появляться люди, уже знакомые с ценностями компании и находящиеся в курсе новостей. Как выяснилось, это знакомые и родственники сотрудников, которые дали возможность своим близким ознакомиться с приложением.

«Таким образом начала работать реклама компании как привлекательного работодателя. Конечно, можно предположить, что наша информация попадет и к конкурентам, но нас это не пугает. Как у отраслевого лидера наша миссия — развивать рынок и повышать образовательный уровень его участников», — резюмировала Феруза Косимова, руководитель департамента по работе с персоналом ISHONCH.

На правах рекламы.