Главный тренд последних лет в банковской системе — масштабная приватизация. Доля государства в секторе все еще превышает 80%, хотя о планах по ее сокращению было объявлено еще в 2018 году.

В этом году стало известно о планах по продаже двух госбанков российским компаниям: основным претендентом на покупку «Пойтахтбанка» стал «Экспобанк», «Совкомбанк» заявил о намерении купить «Узагроэкспортбанк». Кроме того, 75% госдоли в «Ипотека-банк» планирует приобрести венгерский OTP Bank.

Это говорит о том, что сложный, масштабный процесс подготовки госбанков к приватизации подходит к концу. За несколько лет банки прошли различные этапы внутренней трансформации, чтобы соответствовать международным стандартам.

Государство намеренно не торопится с приватизацией, потому что важно не просто продать подороже актив, а привлечь институциональных инвесторов, которые помимо инвестиций привнесут еще и свою экспертизу, применят в Узбекистане лучшие практики из работы в собственных странах.

Несмотря на реформы, проводимые последние несколько лет, недавнее исследование швейцарской консалтинговой компании BFC показало, что в отрасли все еще довольно много проблем. Клиенты сталкиваются со сложностями уже на входе в банк. Во время исследования вход в некоторые банки был закрыт, а решение, кого пускать в здание, принимал охранник.

Эксперты BFC выявили «ломбардный» подход в кредитовании бизнеса, разные условия для клиентов в филиалах одного банка, создание каналов обслуживания (онлайн-чат, телеграм бот и т. д.) «для вида» и многие другие недостатки.

Проблемы в банковской системе компенсировали платежные организации. В этом году еще больше размылись границы между двумя этими направлениями.

Если раньше CLICK, Payme и другие приложения забирали у банков долю рынка, предоставляя услуги р2р-переводов, онлайн-платежей и др, то с начала пандемии некоторые банки активизировали работу в этом направлении и начали возвращать потерянные позиции.

Так, банковские приложения давно вышли за рамки обслуживания только «своих» клиентов и предоставляют услуги всем пользователям.

Одно из них пошло настолько далеко, что сначала стало цифровым филиалом, а затем и вовсе получило лицензию банка. Речь идет о приложении Apelsin, который стал третьим цифровым банком в Узбекистане, после грузинского TBC Bank и отечественного Anor Bank.

Важным событием стало введение цифровой идентификации клиентов. Это значит, что пользоваться услугами банка можно ни разу не посетив его филиалы.

О том, что еще происходило в отрасли, о ключевых изменениях этого года и трендах на 2022 год Spot поговорил с главами TBC Bank, Apelsin и OSON:


Спартак Тетрашвили,

председатель правления TBC Bank.

Банк начал работать в Узбекистане в октябре прошлого года на базе финтех-платформы Space, которая предлагает розничные банковские решения через мобильное приложение TBC UZ.

Всего за год мы смогли достичь результатов, которые превзошли ожидания инвесторов. В частности, приложение скачали более 1,3 млн раз, а число зарегистрированных пользователей составило около 1 млн.

Также в этом году мы привлекли около $19 млн дополнительных инвестиций со стороны ЕБРР и МВФ. В 2022—2024 годах институциональные инвесторы намерены продолжить увеличивать капитал в TBC Bank Uzbekistan.

Кроме того, расширяется присутствие банка в регионах — уже открыты семь шоурумов в семи городах, еще два готовятся к открытию.

Конкуренция в отрасли сильно растет: иностранные игроки планируют выйти на рынок Узбекистана, Apelsin получил банковскую лицензию. Все это очень радует, потому что стимулирует развитие всей отрасли. В конечном счете выиграет от этого потребитель, который получит больше выбора, и за которого будут бороться участники рынка.

При этом, конкурируем мы не только с банками, но и платежными организациями, потому что как и они занимаемся ежедневными транзакциями между пользователями (P2P-переводы).


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Стоит признать, что некоторые конкуренты на данном этапе нас превосходят по разным видам переводов. Но тут надо учесть, что TBC присутствует на рынке всего год, а некоторые конкуренты, такие как Click и Paynet, работают более 10 лет.

Одно из важных изменений в законодательстве в этом году — возможность удаленной идентификации клиента в случае внедрения в приложение модулей, которые позволяют цифровыми способами определить личность человека (lifeness check).

В этом случае клиенту нет необходимости физически присутствовать для подписи документов, он может полностью верифицироваться (пройти процесс подтверждения личности) удаленно.

Это изменение позволит банкам укрепить свои позиции в конкурентной борьбе с платежными организациями.

Но для дальнейшего развития отрасли не хватает ряда изменений. Например, предоставление возможности использования облачных сервисов, которые расположены за пределами Узбекистана. Сейчас есть много технологий, хранящихся в облачных хранилищах, которые мы хотели бы использовать в нашем банке. Но законодательство пока не позволяет обрабатывать и хранить персональные данные граждан за границей.

Считаю, должен быть разработан закон, который бы регулировал процесс пользования облачными серверами. Конечно, необходимы определенные требования для того, чтобы обеспечить безопасное хранение этих данных, а также их кеширование и кодирование. Это позволит еще больше открыться миру и современным технологиям, которые помогут развивать цифровой рынок Узбекистана.

Кроме того, необходимо проведение реформ в нотариальном и кадастровом направлении, чтобы можно было регистрировать куплю-продажу недвижимости и автомобилей в электронном виде.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас ситуация такова, что мы выдаем только беззалоговые кредиты, которые не требуют физического присутствия. А если можно будет электронно регистрировать залоговые договора на авто и ипотечные кредиты, это позволит нам значительно расширить спектр предоставляемых цифровых услуг. В Грузии это существует давно и успешно практикуется.

Среди других инструментов, которые активно используются в Грузии и могли бы прижиться в Узбекистане — NFC-гаджеты для оплат: смарт-браслеты, кольца, часы, наклейки, брелоки, чехлы, даже умная одежда.

Сейчас все digital-платформы стремятся к созданию собственного маркетплейса. Этот тренд продолжится и в следующем году.

На мой взгляд в этой сфере останется немного игроков: только те, кто реально сможет реализовать правильную и рабочую маркетплейс-платформу. Их не может быть 50! Как правило, на рынке существует два-три хороших маркетплейса, через которые проходит основная масса клиентопотока.

В 2022 году все сферы бизнеса будут неуклонно двигаться в цифровом направлении.

Все большее значение будет приобретать социальный портрет клиента в цифровом мире. На его основе будет приниматься все больше решений, таргетироваться реклама, кастомизироваться предложения.

У нашего же банка на 2022 год два основных приоритета — развитие сегмента малого и среднего бизнеса и усовершенствование текущих сервисов. Помимо этого, у нас много других интересных проектов, над которыми мы работаем, чтобы предоставлять наиболее востребованные digital-сервисы нашим пользователям.


Сергей Гимадиев,

председатель правления Bank Apelsin.

Для Apelsin главной задачей на 2021 год было получить банковскую лицензию. Мы ее выполнили. Также за этот год количество скачиваний приложения превысило 1 млн, а доля рынка р2р-переводов практически достигла 25%.

В регулировании сферы в этом году происходило много изменений. Пожалуй, одним из главных было разрешение удаленной идентификации клиентов. Это то, что критически необходимо для работы цифрового банка, который не имеет ни одного офиса. Суть такого банка в том, что все взаимодействие с клиентами происходит исключительно удаленно.

Важно, что изменения эти продолжаются: регулятор интересуется мнением участников рынка, мы чувствуем его поддержку. Например, обсуждается важный и очень нужный проект — разрешения удаленной идентификации юридических лиц.

Конкуренция на рынке усиливается, но, пока, к сожалению, мало кто обращает внимание на клиентский опыт. Оценки приложений банков в App Store и Play Market оставляют желать лучшего. Контакт-центры не всегда хорошо работают, нет ориентации на потребности клиента. Поэтому потребители выбирают те платежные системы, где им приятно обслуживаться, где на их запросы всегда реагируют. Оценки, отзывы, их количество, процент положительных отзывов это подтверждают.

А вот конкуренцию со стороны платежных организаций мы чувствуем все меньше. Они теряют свою долю рынка. В первую очередь это связано с активизацией банков, которые все больше уходят в e-commerce платежи. Выживают те платежные организации, которые в партнерстве с банком предоставляют банковские услуги, либо обладают уникальным сервисом.

Главный тренд уходящего года — оцифровка ряда услуг: кредитования, платежей, трансграничных переводов. Появилось большое количество маркетплейсов, предложений рассрочки, онлайн-кредитов.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы в Apelsin подготовили решение, которое позволит любому, даже маленькому магазину или производителю, создать интернет-магазин или маркетплейс. Мы делаем все под ключ, даже помогаем с хостингом.

Трансграничные переводы также переходят в онлайн. Наш банк, например, сотрудничает с такими системами, как Contact, «Золотая корона», Western Union. В последней онлайн можно не только получать, но и отправлять деньги. Это первое и единственное сотрудничество среди мобильных приложений с Western Union в Узбекистане.

Прогнозы на 2022 год

Не могу сказать, каким будет следующий год, могу лишь отметить, какие изменения необходимы для развития отрасли. Помимо удаленной идентификации юрлиц, о которой я говорил ранее, это появление электронных кошельков в иностранной валюте. Сейчас они могут существовать только в сумах.

В остальном рынок довольно развит. Пандемия научила всех тому, что услуги можно получать удаленно. Процесс цифровизации уже не остановить. Потому что это в первую очередь удобно пользователям, они все активнее пользуются удаленными услугами, с другой — экономят ресурсы банков.

Что касается влияния масштабной приватизации госбанков на рынок — все не однозначно. Хорошо, что их намереваются купить интересные, развитые банки. Все будет зависеть от их стратегии развития: они могут прийти и со всеми своими ресурсами взорвать рынок. А может быть, что никакой разницы мы не почувствуем. У нас ведь есть банки с участием иностранного капитала. Они сильно не выделяются на рынке, не делают ничего выдающегося. Каждый свою нишу занял, и довольствуется работой в ней.


Фото: Apelsin

В следующем году мини-офисы или шоурумы открывать не планируем, считаем их пустой тратой денег. Карты клиенты смогут получать через картоматы, которые будут установлены в многолюдных местах. У нас и сейчас есть в торговых центрах рекламные площадки, но там консультанты лишь знакомят людей с нашим приложением, отвечают на вопросы, дарят фирменные футболки, кружки.

Кроме того, мы планируем запустить финансовый супермаркет, где любой банк сможет предоставлять услуги нашей базе клиентов: депозиты, кредиты и т. д.

Основные задачи Apelsin на 2022 год — полноценное дистанционное обслуживание юридических и физических лиц, увеличение клиентской базы до 3 млн человек, а доли рынка р2р-переводов — до 40%.


Фарход Махмудов,

основатель и руководитель системы электронных денег OSON.

Я называю этот год для себя «пропущенным голом», потому что мы затянули по срокам практически все запуски, были большие проблемы на партнерской стороне.

Так, например, мы только летом восстановили работу с Qiwi и ЮMoney. В декабре 2020 года и январе 2021 года Центральный банк России приостановил им перевод средств на кошельки нерезидентов. В итоге мы только в январе потерял порядка $1 млн оборота.

У нас расширенные контракты со многими зарубежными партнерами, технические или регуляторные проблемы на их стороне напрямую сказываются на нашем бизнесе.

Из позитивных трендов — у нас почти в два раза увеличились клиентская база и количество активных пользователей в приложении: до 1,2 млн и 650 тыс. соответственно. В последние годы в Узбекистане меняется культура пользования деньгами, вырос онлайн-шопинг, популярнее становится онлайн-гейминг.

Сейчас почти все крупные системы выпустили свои электронные деньги. Конкуренция будет на руку всем, включая нас, потому что так растет в целом покрытие электронными деньгами и формируется культура пользования ими.

Я вижу запуски и перезапуски банковских приложений. Но у нас изначально разная бизнес-модель. С банками мы не конкурируем, мне неинтересно создавать локальные банковские продукты. Мы не пойдем во вклады, кредиты и остальное.

OSON однажды получит банковскую лицензию, но мы это сделаем не в Узбекистане, скорее всего, чтобы выйти на новые рынки. При этом у компании не будет ни одного классического офиса банка.


Фото: OSON

Если говорить об онлайн-платежах, то появление альтернативных сервисов, как я сказал, идет на руку всему рынку. Плохо, когда операции проходят в одном-двух приложениях, это риски, прежде всего для клиентов.

Например, если в Казахстане «выключится» Kaspi, то с ним вместе миллиардные убытки ждут многие сферы бизнеса. В этом плане рынок с несколькими игроками, включая банки, платежные системы, должен выйти на бесперебойную работу онлайн-оплат для пользователя.

Реальная борьба за пользователей еще не началась, в стране пока слишком низкое проникновение онлайн-сервисов.

Для полной трансформации финтеха в индустрию целесообразно задуматься о том, чтобы признать финтех-компании небанковскими кредитными организациями — это финансовое учреждение, которое предоставляет определенные банковские услуги, но при этом не является банком.

Сейчас развитие отрасли стагнирует и отстает от глобальной в основном из-за инфраструктурных проблем, которые разворачиваются вокруг банковской сферы. Чтобы платежным организациям отстраивать свою инфраструктуру нужно на законодательном уровне поднять статус до некоммерческой организации по опыту России. Это существенно повлияет на весь финтех.

Уверен, весь следующий год банки и платежные системы будут активно повышать финансовую грамотность людей, расширять покрытие и охват. Многие ставят в приоритет выход в регионы.

Электронные деньги будут становится популярнее. В этом году мы и несколько коллег по рынку заложили фундамент в будущее денежных переводов от трудовых мигрантов. Наконец им не нужно будет переплачивать банкам и системам, все перейдет в онлайн.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Электронные деньги Узбекистана расширят географию, в этом крайне нуждается отрасль.

Если говорить о наших планах, мы планируем экспансию в нескольких странах. В первую очередь, это ОАЭ , где мы уже работаем с экспертами из Дубая.

Процессы идут медленнее, чем мы планировали из-за серьезного дефицита специалистов в Ташкенте, усложняются интеграции и техническое обслуживание приложения, но зарубежная экспертиза серьезно меняет нас как финансовый продукт, в 2022 году мы сфокусируемся на качественном росте OSON.