В первые дни нового года в Казахстане начались демонстрации из-за резкого повышения цен на сжиженный газ, которые позже переросли в политические протесты, вооруженные столкновения с полицией и мародерство.

Президент республики Касым-Жомарт Токаев сообщил, что экономический ущерб от беспорядков оценивается в $2−3 млрд. В основном ущерб причинен бизнесу в сфере торговли, общественного питания, транспорта, сферы услуг, а также финансового сектора (в частности, банкоматы).

Совершены нападения на более чем 100 торговых центров, банков, пострадало около 1300 объектов предпринимательства.

По всей стране до 19 января действует режим ЧП.

Беспорядки в Казахстане — одном из крупнейших торговых партнеров Узбекистана — не могли не отразиться на экономике Узбекистана. Ранее Gazeta.uz сообщала о задержке поставок импортного мяса из Беларуси и Украины через Казахстан, который является транзитным коридором для перевозок многих товаров в страну.

Spot пообщался с представителями компаний, чья работа так или иначе связана с Казахстаном, и узнал, как на них отразилась ситуация в соседней стране.


Ахмад Мелибаев,

основатель Havoqand People (Les Ailes, Chopar, Taksim).

В Шымкенте (в конце прошлого года компания открыла в этом городе Les Ailes в рамках партнерской франшизы. В планах был запуск Chopar в Казахстане — прим. Spot) ситуация более стабильная в сравнении с Алматы.

Но режим чрезвычайной ситуации действует по всей стране. Поэтому есть определенные сложности. Торговый центр, в котором мы работаем, закрыт, соответственно, мы на неопределенное время приостановили работу.

Планировали открытие Chopar 14 января, сейчас сроки передвинули. Мы не принимаем резких решений. Я продолжаю верить, что события у наших братьев-казахстанцев в скором времени разрешатся в мирную сторону.

Сейчас очень переживаем за наших сотрудников: локальных и из Ташкента. Пять человек из нашей команды Узбекистана сейчас находятся в Шымкенте. Мы с ними постоянно на связи, у них все хорошо. В приоритете всегда — люди. Сохраняем заработные платы, берём на себя риски.

Планы на Казахстан не изменились. Мы как и раньше хотим дальше развиваться и расширяться на этом рынке. Конечно, с учётом обстоятельств. В планах — быстро запустить 10 филиалов.

Когда собирались выходить на соседний рынок, учитывали постковидные обстоятельства, то, что экономика ещё не оправилась от последствий пандемии. Боевые действия, конечно, не предвидели.

Форс-мажоры входят в финансовое планирование как бюджет по рискам, но мы, как и весь бизнес в Казахстане, не ожидали именно таких обстоятельств.


Фото: личный архив

Сейчас из-за отсутствия связи не можем нормально решить партнёрские вопросы и теряем деньги, время, но не надежды.

Я искренне надеюсь, что скоро мирное небо над Казахстаном восстановится и первым же рейсом с командой поедем решать вопросы сети на этом стратегически важном для нас рынке.

Для меня лично и для всей нашей компании очень важно сохранить с партнером из Казахстана Мирсаидом Сатыбалдиевым деловые отношения и развивать рынок вместе.

Аскар Мнайдар,

СЕО Magnum Uzbekistan.

Ситуация непростая, особенно в Алматы. По оценкам властей потери частного сектора в этом городе составляют около $200 млн. Это в основном малый и средний бизнес, сфера торговли и сервиса, в меньшей степени крупный бизнес. То есть даже тут пострадавшими оказались обычные предприниматели.

В нашем случае обошлось умеренными потерями. Порядка 20 магазинов были разграблены мародерами, но это относительно небольшие потери в товаре и в поломанном оборудовании. Самое главное, что в магазинах нет пострадавших среди сотрудников и покупателей. Мы же сейчас сосредоточены на том, чтобы обеспечивать население продуктами по всему Казахстану.

Больше всего пострадало магазинов в Алматы — 26 магазинов, из них 11 разграблено частично, 15 — полностью, то есть вынесли товар, технику и повредили торговое оборудование. Уже 9 января были открыты 38 из 68 временно закрытых филиалов сети, на сегодня работают 56 магазинов в Алматы.

В короткие сроки мы восстановим работу всех филиалов по Казахстану, по мере стабилизации ситуации будем увеличивать часы работы.

С первого дня событий работаем с командой над тем, чтобы мирным гражданам было где безопасно и комфортно купить продукты. За короткий срок удалось получить все транспортные разрешения, наладить поставки и обеспечить сотрудникам условия работы. Сейчас весь штат Magnum работает в полную силу.

К счастью, бизнес в Узбекистане — самостоятельная юридическая единица. Мы отстраивали его изначально как самодостаточный офис, не как филиал. Для нас это стратегически важно, поэтому здесь работает отдельная команда профессионалов, полностью своя цепочка поставок, контрактов и свои договоренности с финансирующим институтом. Благодаря такому подходу в Узбекистане Magnum продолжает работать в штатном режиме вместе с офисом и всеми индивидуальными магазинами.

При этом у нас есть некоторые предсказуемые сдвиги по срокам доставки из России и Казахстана. Но на ассортимент и наличие товарных единиц на полках вся эта ситуация не повлияет. Так как в целом поставки налажены так, чтобы потребитель не чувствовал сбоев в цепочке. Ассортимент очень большой, пустых полок нет и не будет.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

События в Казахстане никак не отразились на наших инвестиционных планах. Мы достаточно крупный бизнес, кризис на одном из рынков не повлиял на другой.

Открывать новые филиалы мы также хотим в запланированном масштабе. Сейчас рост в Узбекистане стал для нас даже более привлекательным по сравнению с домашним рынком.

Талгат Аюпов,

председатель правления Tenge Bank.

К сожалению, в последние дни в Казахстане происходят трагические события, которые приостановили деятельность банков и бизнеса.

Мы глубоко скорбим по погибшим в массовых беспорядках и выражаем соболезнования их родным и близким.

Наш акционер — «Народный Банк Казахстана» максимально поддерживал граждан и предпринял ряд дополнительных мер по обеспечению непрерывной деятельности в период чрезвычайного положения. Заемщикам предоставили отсрочки по погашению задолженности, семьям погибших военнослужащих простили кредиты и выделили материальную помощь.

Банк приостанавливал деятельность отделений, были перебои с работой мобильного приложения в связи с отсутствием интернета, а также со сложностью инкассирования банкоматов. Сотрудникам было рекомендовано оставаться дома, особенно в Алматы, где события развивались наиболее драматично. Но существенного ущерба банк не понес.

При этом деятельность Tenge Bank никак не изменилась, банк продолжал обслуживать клиентов в штатном режиме, для осуществления внешних платежей использовались другие банки-корреспонденты. А связь с головным офисом в Казахстане непрерывно поддерживалась через различные аналоговые каналы.


На сегодняшний день мы не видим рисков для деятельности нашего банка. Ситуация в Казахстане нормализовалась. В целом банк имеет достаточно большой капитал, собственную клиентскую базу и независимую локальную инфраструктуру для поддержания бесперебойной деятельности.

Беспорядки носили краткосрочный характер и ситуация взята под контроль. Границы открыты. Железнодорожное сообщение не прекращалось. Соответственно, считаем, что произошедшие события не повлияют существенно на экономику соседних с Казахстаном стран.