Как пришла идея стартапа

С 2005 года работаю финансовым менеджером в Balton Trading (Asia) — дистрибьюторе FMCG продукции в Узбекистан. В нашей сфере высокая текучесть кадров. Поэтому есть необходимость в короткий срок обеспечивать компанию сотрудниками.

Этот процесс занимает много времени и ресурсов у рекрутеров. В отделе кадров очень много ручной, рутинной работы. На обработку заявок и отбор кандидатов уходит много времени. А из всех кандидатов на работу принимают лишь 5−7%.

Наблюдая за этим, я пришел к мнению, что 85% этого процесса можно автоматизировать. Так и возникла идея создания сервиса Jobster.

Система автоматизирует все процессы рекрутинга: начиная с открытия вакансий, создания вопросников, отбора кандидатов, формирования базы данных кандидатов и заканчивая построением отчётов.

Исследование рынка показало, что похожие разработки есть в США — это так называемые Applicant tracking system (ATS — система по управлению кандидатами). Разобравшись в них я начал писать техническое задание нашему программисту — моему партнеру Нурмухаммаду Абдурашидову. На разработку первой версии Jobster ушло пять месяцев.

Показали продукт Balton Trading и в марте 2020 года компания стала нашим первым клиентом.

Неудачный опыт

До Jobster мы запускали менее удачный, но все еще актуальный проект zp.cast.uz

В некоторых компаниях доход сотрудников формируется из нескольких частей: оклад, премии, соцпакет и т. д. При этом сотрудники могут не понимать, почему получили ту или иную сумму. Или работник может забыть, что получил аванс, затем требовать часть зарплаты, которую ему уже выплатили.

Для решения этой проблемы мы разработали электронный расчетный листок (квиток), в котором содержится детализированный отчет о том, какие суммы вычитаются или прибавляются к зарплате — бонусы, штрафы, налоги и прочее. Этот отчет приходит сотруднику в Telegram.

Но мы не учли два фактора, которые не позволили стартапу развиваться. Во-первых, некоторые компании не хотят раскрывать финансовую информацию сторонним сервисам и хотят, чтобы все данные находились на их серверах, даже при подписании договора о конфиденциальности.

Во-вторых, мы считаем, что неверно выбрали метод оплаты услуги. На данный момент сервис предоставляется по абонентской плате, но если мы будем предоставлять продукт «коробочным» методом, то есть полностью и единоразово, технология будет продаваться успешнее.

Фото: личный архив

Сейчас программой пользуется только один клиент. Мы не тратили на стартап больших средств. Планируем продолжить продвигать проект.

Принцип работы Jobster

Так как основная проблема рекрутера — быстрое закрытие «горящей» вакансии, большая часть времени уходит на обработку заявок. Программа позволяет иметь быстрый доступ к данным. Рекрутер легко может связаться с кандидатом в Telegram, по e-mail или по телефонному номеру.

В самом начале работы мы создаем Telegram-бот для каждой компании, в котором кандидаты отвечают на вопросы, происходит своего рода интервью с ботом. Далее бот систематизирует всю полученную информацию и отправляет в Jobster. Детализированные фильтры позволяют сортировать данные по различным параметрам: регион, должность и прочее.

В своем аккаунте в Jobster рекрутер видит доску мониторинга данных соискателей. Открывая отдельную заявку кандидата, он может посмотреть ответы на нужные ему вопросы. Там же происходит и подбор — кого-то продвигают к следующему этапу, кому-то отказывают, а кого-то могут отправить категорию «Резерв» и связаться позже при необходимости.

По нашей системе первое интервью проходит с HR, второе — с менеджером компании. Каждому из сотрудников приходит уведомление о том, что с потенциальным кандидатом предстоит провести собеседование. Дальнейшее решение также выводится в программе, пока кандидат не дойдет до последнего этапа.

Стартовые инвестиции и расходы

На запуск стартапа вложил $18 тыс. собственных сбережений. Сейчас 77% дохода компании уходит на зарплату сотрудников. Помимо этого деньги идут на аренду офиса и серверов.

На сегодняшний день наши доходы все еще не превышают расходы, но с каждым месяцем разрыв сокращается. В феврале планируем выйти в прибыль.

Так как стартап является резидентом IT Park, у нас есть несколько преимуществ. Мы платим 1% от дохода в IT Park, подоходный налог уплачиваем по сниженной ставке — 7,5% вместо 12−24%.

Также у нас есть возможность импортировать технику без таможенных пошлин. Каждый год проводим аудит и подтверждаем свое резидентство, которое предполагает серьезные требования. Сейчас очень многие стартапы в Узбекистане являются резидентами IT Park.

Первые клиенты

Первым нашим клиентом был Balton Trading, затем мы стали сотрудничать с LeBazar и сетью кондитерских Safia. Первых клиентов находили только через нетворкинг и из-за карантина 90% встреч проходили онлайн. Мы предлагали бесплатные 2−3 месяца использования сервиса.

Связавшись с CEO компании LeBazar и описав преимущества продукта, предложили установить Jobster. На тот момент из-за пандемии у них очень резко выросло количество заказов, и наша услуга оказалась актуальной. До сегодняшнего дня они активно пользуются нашим сервисом.


Одним из самых серьезных клиентов стал KFC. Международные компании с большим трудом нанимают сторонних подрядчиков для внедрения IT-решений. Поэтому было сложно начать с ними сотрудничество: они выставляли множество требований.

Поначалу мы думали, что только компании, в штате которых более 200 человек, являются нашими потенциальными клиентами. Позже поняли, что необходимость в нашей программе зависит не только от количества сотрудников, но и от текучести кадров. Кроме того, клиентов привлекает в сервисе детальная отчетность, наличие базы данных кандидатов, мониторинг процесса адаптации новых сотрудников.

Способы продвижения

Нетворкинг. Это один из очевидных способов продвижения стартапов. Не упускаем возможность воспользоваться своими деловыми и дружескими связями в реализации своих целей.

Сайт. Вторым способом привлечения клиентов после нетворкинга стал наш сайт — это пассивный способ продаж. На сайте клиенты заполняют форму, нам приходит их заявка и мы с ними связываемся.

HR Курсы. Мы находимся в дружеских отношениях со многими местными HR-специалистами, в том числе и с теми, которые проводят курсы и читают лекции по своей специальности. На своих тренингах они упоминают о нашей системе как одно из решений проблем рекрутинга.

Менеджер по продажам. С ноября 2020 года у нас работает менеджер по продажам. Следовательно мы начали получать 3−4 новых пользователя в месяц. На сегодняшний день нашим сервисом пользуются 25 компаний.

Telegram-канал. Здесь мы публикуем объявления о работе наших клиентов. Соискатели напрямую попадают в Telegram-бот нужной им компании.

Как изменилась ситуация по сравнению с началом проекта

В течение года после запуска мы продолжали изучать сферу рекрутинга, её теорию, стандарты, проходили курсы HR и переписали программу, практически, заново. В результате в июле прошлого года разработали новую версию — Jobster Pro, а первая теперь называется Jobster Express.


Фото: личный архив

В наших планах сделать бесплатную версию Jobster с ограниченным доступом. Это даст возможность организациям на практике применить нашу систему и решить действительно ли она им нужна или нет.

Монетизация

Услуги предоставляются по абонентской плате за каждого пользователя или модуль. В системе есть два вида пользователей: с полным и частичным доступом.

Полный доступ стоит 550 тыс. сумов. Частичный доступ предоставляется HR директору, который может заходить в систему, наблюдать за процессом рекрутинга, получать отчеты, но не может вносить никаких изменений. Он стоит 250 тыс. сумов.

Если считать расходы на техническую поддержку клиентов и другие дополнительные траты, то в среднем за наши услуги компании платят примерно 2 млн сумов в месяц.

Настройка и установка системы происходит бесплатно. Мы собираем все данные о компании, затем за три дня создаем один аккаунт и Telegram-бот. Первый месяц услуги Jobster предоставляется бесплатно, а через месяц можно отказаться или продолжить использование системы.

На сегодняшний день средняя зарплата рекрутера в Ташкенте — 3,5 млн сумов. А наша система обходится компании в 2 млн. Уверены, что наша система способствует сокращению затрат компании, при этом увеличивая эффективность процесса подбора персонала.

Конкуренты

В этой области у нас есть конкуренты из России, Украины и ближнего зарубежья, которые постепенно выходят на наш рынок. Но стоимость их услуг значительно выше, к тому же, по качеству предоставления услуг, мы смело можем заявить, что ничем не уступаем конкурентам.

Пока в Ташкенте нет аналогичных продуктов от национальных представителей. Но мы видим, как появляются стартапы, предлагающие услуги HR-специалистам, в их программах часто встречается тот же дизайн, вопросы и механики, которые мы создавали для Jobster.

Сложности

Во многих компаниях Узбекистана нет отдела кадров, а задачу HR выполняет бухгалтер.Есть у нас такие клиенты, которыми являются бухгалтера, а не HR специалисты. У многих нет базового понимания о рекрутинге.


Слабая IT-инфраструктура. В апреле вступил в силу закон, обязывающий хранить персональные данные граждан страны на серверах в Узбекистане. На наш взгляд, со стороны государства это было необдуманным решением потому, что инфраструктура не была готова к этому и качество серверов в стране оставляет желать лучшего.

Несмотря на это, для нас важна была юридическая сторона вопроса, в связи с чем мы перенесли все данные с серверов Европы на местные. Глобально это ни на что не повлияло, но скорость работы системы заметно снизилась. И нам пришлось работать над решением этой задачи, и к счастью, мы разрешили ее положительно.

Планы

Из ближайших планов — интеграция с Olx.uz и hh.uz, которая даст множество преимуществ. При создании вакансий в нашей системе автоматически будет появляться объявление этих вакансий на сайтах olx.uz и hh.uz

Нередки случаи, когда компании просто не отвечают на заявки кандидатов, в то время как устройство на новую работу может быть довольно напряженным процессом. Одной из целей Jobster является защита интересов соискателей: мы хотим, чтобы компании на должном уровне коммуницировали со всеми, кто подает заявки.

Jobster помогает проинформировать кандидатов о том, на каком этапе приема на работу они находятся или почему они могли не пройти собеседование. И если они не подошли одной компании, в будущем мы хотим предлагать им альтернативные варианты.

Планируем также в ближайшем будущем использовать в системе искусственный интеллект. Это значительно повысит уровень работы нашей системы. К примеру, ИИ поможет быстро подобрать нужного кандидата компаниям, а кандидатам он будет предлагать компании, которым нужен сотрудник с параметрами, которыми он обладает.