Secret — первое в столице кафе для женщин. Создано в октябре 2021 года тремя молодыми предпринимателями.

Маруф Ханжаров окончил Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте, Анвар Якубов учится в Международном Вестминстерском университете, а Бобур Бобомирзаев получил степень бакалавра в государственном экономическом университете.

У каждого за плечами небольшой опыт: Маруф и Анвар вместе работали над открытием учебного центра и маркетингового агентства Picasso, которое, к сожалению, со временем они закрыли.

Также у ребят помимо общих проектов есть и собственные: Анвар, взял академический отпуск и с братом открыл игровой клуб, имеет опыт в ритейле. Маруф, освоив прошлые ошибки, заново открыл рекламное агентство. Бобур большую часть опыта перенял, когда работал с отцом.

По словам учредителей, первоначальные вложения составили более $100 тыс, в то время как планировалось вложить не больше $50−60 тыс.

Secret позиционирует себя в качестве женского рабочего пространства — места, где можно провести мероприятие, стать участником тренинга и обрести новые знакомства.

За пять месяц работы проект сумел набрать обороты: средняя проходимость в день — около 100 человек, а средний чек — от 60 тыс. сумов утром и до 180 тыс. сумов вечером.

Предприниматели рассказали Spot оправдал ли себя формат, отличается ли их меню от обычного и сталкиваются ли с негативом и непониманием концепции.


Как пришла идея

Первые мысли о том, чтобы открыть свое гастро-заведение появились около пяти лет назад. Мы тогда были молоды и все идеи оставались мечтами, но мысль о кафе или ресторане нас не покидала.

Тогда будучи еще совсем молодыми ребятами мы пришли к выводу, что мужчинам куда комфортнее прибывать заведениях, обсуждать там различные темы, а к примеру, в чайханах ощущать сплоченность и принадлежность.

Так мы решили, что в городе должно появиться пространство, где у прекрасного пола появится возможность не просто отобедать, но и собраться для того, чтобы обсудить насущные женские темы.

Мы не изучали запросы женской аудитории, но чувствовали, что спрос будет иметь место.

Все-таки в нашей стране довольно много консервативных семьей и потому заведение для женщин станет островком спокойствия и уюта.

Благодаря опыту, который у каждого из нас уже был, мы сумели выстоять первые месяцы — навыки управленцев помогли в отборе и коммуникации с персоналом, выбором концепции и стратегии.

Изначально было около 100 вариантов названий. Но так сложилось, что мы с самых первых дней между собой называли проект «девчата».

И настолько привыкли к этому, что действительно планировали оставить это название.

Но со временем пришло осознание, что нейминг играет важную роль, а «девчата» не приживутся, к примеру, среди старшего поколения женщин и узбекоязычной аудитории.

Более того, мы начали учитывать дизайн, интерьер и то, что придется логотип связать с названием.


Маруф Ханжаров (слева) и Анвар Якубов. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сегодня все составляющие Secret полноценно отражают концепцию — стены кафе таят женский секрет, о котором знают лишь гостьи.

Первые сложности

Мы начинали с нуля и учились на своих же ошибках.

Большую часть знаний черпали из книг: скупали их десятками и читали все дни напролет.

Больше всего запомнился Джон Шоул, написавший «Первоклассный сервис как конкурентное преимущество» и Виолетта Гвоздовская «Управление рестораном, который любит гостей».

В первом случае, адаптировать теорию под местные реалии сложнее. Из книги Джона можно понять, как важен сервис, как он меняет ощущения, а вот работа Виолетты куда ближе к тому, что есть у нас. После ее прочтения мы поняли, как работать с персоналом, с кухней, как осуществлять закуп.

Выбор локации пришелся на период карантина. Оказалось, что наши знакомые вместе с началом пандемии закрыли заведение, а помещение решили сдавать в аренду. И как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Сложности начались, когда мы приступили к ремонту. Много времени ушло на дизайн интерьера. Нам так многое хотелось воплотить в жизнь, но мы понимали, что важно придерживаться минимализма и не перегрузить визуальную часть.

Трудно было в коммуникации с застройщиками и подрядчиками — необходимо было верно донести не только наше видение, но и проконтролировать все процессы.

Первые дизайнеры сделали для нас что-то в стиле «тойхоны» — яркие розовые стены, красные розы повсюду и много блеска.

Стыдно сейчас признать, что нам тогда дизайн понравился и мы намерены были воплотить его в жизнь. Но брат Анвара нас вразумил и сказал, что такой дизайн никак не вписывается в выбранную концепцию.

Нынешний же дизайн интерьера создала для нас студия Micasa и Wow Elements.

При этом мы все же внесли свои коррективы — придумали фотозоны, выбрали кафель и мебель.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Несладко пришлось, когда дело коснулось набора персонала. Ведь по концепции нам нужны были в работе исключительно девушки.

Открытие и отбор команды пришлись на период, когда заведениям после локдауна вновь было разрешено работать.

Все кругом начали заново набирать людей, началась борьба за кадры.

Только на поиски бариста мы потратили полтора месяца, долго искали шеф-повара и администратора, но остальной персонал набрали буквально за пару дней.

Чтобы привлечь к себе лучших изменили условия — повысили гарантированный оклад и уменьшили часы работы.

Но к отбору отнеслись строго. Мы готовы были ждать достойных кандидатов.

Для нас важна честность, позитивность и доброжелательность, так как в первую очередь команда работает с гостями — они ищут подход, подбирают слова и зачастую влияют на настроение и восприятие всего заведения в целом.

И если по началу в команде было 24 человека, то сейчас 19. Так вышло потому что со временем мы поняли, что объем работы позволяет сократить штат. А еще потому, что с первых дней мы не хотели рисковать и сразу наняли четверых посудомоек, но теперь на кухне отлично справляются и двое.

Если ремонт длился восемь месяцев, то параллельно с ним шла долгая разработка меню и она заняла порядка шести-семи месяцев.

Мы долго работали над каждым блюдом. Конечно меню отличается: в первую очередь хотели, чтобы все позиции в нем были легкими, несколько из них сделали в формате ПП — для женщин это важно.

Особенность в том, что все не только красиво и гармонично подано, но и несмотря на порции легко усваивается, не вызывая тяжести.

Secret сейчас развивается не по десертам, а по горячим блюдам.

На данный момент это направление первостепенно.

Вдобавок, пообщавшись с экспертами, пришли к выводу, что склад нам не нужен. Поэтому все продукты ежедневно с утра привозим свежими, начиная от форели и заканчивая салатным листом.

О рынке

На рынке сегодня множество кафе и ресторанов. Может показаться, что рынок насыщен, но это не так. Концептуальных заведений почти нет.

Главное, что мы поняли — найти свою нишу, определить концепт, потребность и идти в этом направлении. Мы продаем не просто еду, а уют, атмосферу, возможность найти новых подруг, состоять в сообществе с теми, кто разделяет твои принципы и интересы.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы хотим, чтобы каждая, кто посетит нас чувствовала себя в Secret уверенно, безопасно и по-домашнему.

Поэтому часть помещения отведена под коворкинг. Эта зона без депозита и с бесплатным использованием Wi-Fi. Единственное условие работы в коворкинге, а также во время тренингов и мероприятий — заказать любое из блюд, что есть в меню.

Для спикеров условия просты — связаться за неделю до мероприятия, обговорить количество и тему проведения.

К примеру, за эти месяцы работы у нас уже прошел мастер-класс от художественной студии Morozart по написанию интерьерной картины, мастер-класс по арабской каллиграфии, meet up breakfast на тему «Бизнес в Instagram» со спикером Наргизой Маджитовой.

Помимо этого свои тренинги и мероприятия проводила Гульчехра Жамилова, Нигора Сафаева и Елена Спаркс, которая создала международное сообщество для женщин и выступала у нас каждый четверг.

Уроки бизнеса

Первая наша ошибка в просчетах инвестиций. Итоговая сумма превзошла ожидания в 2,5 раза. Проект был рассчитан на $55−65 тыс., но ушло больше $100 тыс.

Поняли, как важно проводить анализ и оценку, а после всего закладывать запасом 30−50% от рассчитанной суммы.

Проблема в том, что ни один из нас не занимался до того дня ремонтом. И потому мы и подумать не могли, какие суммы на эту уйдут.

По сути хороший проект себя несомненно окупит, но без финансовой поддержки будет сложно.

У нас вот инвестором стал Бобур. Его отец поверил в нашу идею, концепция ему понравилась и он одолжил денег.

Сейчас всю выручку реинвестируем в проект. Брать кредиты или деньги в долг не планируем.

А крупные расходы приходятся на закуп продуктов и аренду. Средний чек утром составляет 60−70 тыс. сумов, в обеденное время 120−180 тыс. сумов. В день нас посещают от 90 до 110 человек. В основном приходят в обед.

Маржинальность в разы меньше той, что есть на рынке среди конкурентов. Обычно любые кафе ставят наценку 3 к 1. Мы же стараемся аккуратно повышать цены.

К примеру, в начале блюдо с лососем стояло 120 тыс. сумов, но тех, кто его бы заказывал было мало, мы провели опрос среди гостей и поняли, что основная причина в стоимости. Тогда мы ее снизили до 99 тыс. сумов.

Поэтому для нас важно вести постоянный мониторинг отношения гостей к ценам.

К примеру, о выручке говорить сложно, так как бизнес не стабильный — в одни выходные у нас завал, а в другие зарабатываем гроши. Нет никакой закономерности. Бизнес непредсказуем, также как и женские предпочтения, которые так сложно предугадать.

Мы в постоянном движении, развитии — нам постоянно нужно удивлять и выдавать что-то новое. Поэтому по нашей оценке мы работаем на 60% от общей мощности, пока приберегая все плюшки и идеи.


Бобур Бобомирзаев. Фото: Евгений Сорочин / Spot

В целом пока подытоживать рано. Мы не можем утверждать оправдал себя формат или нет. Для этого нужно время.

Но мы понимаем, что если кафе было бы для всех, то не было бы той аудитории, что есть сейчас.

Мы не думаем о том, какую часть потенциальной аудитории потеряли, работая только для женщин. Ведь исключив одних, мы не только расширили диапазон за счет других, но и получили отличное от других конкурентное преимущество.

В продвижение мы вкладываем около $500. Но во многом нам помогли блогеры, которые безвозмездно рассказали своей аудитории о нас.

А вот после каждой жалобы мы устраиваем собрание. Обсуждаем проблему, находим причину и придумываем решение.

Сложнее всего здесь то, что у нас нет возможности коммуницировать с клиентами лично, ведь в рабочие часы мы не выходим в зал, тем самым не нарушая собственные же правила. В этом вопросе мы полностью доверяем менеджеру. Она — наши глаза и уши.

Мы видим как она отдается делу, таких редко встретить, Рады, что удалось так хорошо укомплектовать команду.

Если бы у нас была возможность присутствовать, то мы бы лично наблюдали и контролировали работу персонала, оперативно отвечая на жалобы и ускоряя процессы подачи.

Поэтому для мониторинга работы команды и безопасности клиентов мы установили камеры. С помощью них мы отслеживаем время обслуживания клиента, скорость подачи и, соответственно, качество обслуживания.

А еще мы боялись реакции со стороны мужчин. Конечно, возникают ситуации, когда мужчины приходят в заведение не зная о его концепции. Но менеджер довольно корректно все объясняет, они понимают и уходят.

При этом в социальных сетях за все это время было буквально два негативных комментария по поводу формата. Женщины, что написали их, не понимали нашей концепции и ее преимуществ.

Мы решили, что лучше всего можно будет переубедить их, пригласив к себе. Теперь они обе наши постоянные гостьи.

В целом, одна из частых ошибок — ждать прибыли в первые же месяцы.

Мы поначалу тоже надеялись на большие цифры, мечтали, что сразу выйдем на чистую прибыль, но по тому как углублялись в процессы начали осознавать, что все это куда сложнее, а то, что написано в книжках порой отличается от реальности.

Планы на будущее

Общаясь с теми, кто также как и мы занимался гастро-бизнесом, мы пришли к выводу, что за почти пять месяцев успели достичь хороших результатов, которые иные достигают в раза два дольше.

Как оказалось, женщины легко знакомятся оставаясь наедине, находят общие темы и интересы.

Поэтому в планах развития Secret мы думаем организовать большое женское комьюнити или создать закрытое общество с отдельными программами лояльности для постоянных гостей.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также активно работаем над организацией тематических и развлекательных мероприятий. Для этого у нас уже есть аудитория и не малое количество постоянных клиентов, которым это интересно.

А через год думаем выйти за рамки Secret и открыть в столице формат, которого еще не было и начать работать по смежным направлениям.