В Ташкенте прошел II Нotel Business Forum — 2022, организованный Ассоциацией Отельеров Узбекистана при поддержке Министерства туризма и культурного наследия.

По данным ЮНВТО, международный туризм в 2021 году еще не восстановился после пандемийного кризиса. Более того, в минувшем году количество ночевок международных туристов оказалось на 72% меньше, чем в 2019 году — отрасль пока так и не набрала обороты.

По мнению участников форума, развитие туризма тормозит стоимость авиаперелетов, слабое развитие транспортной инфраструктуры, недостаток квалифицированных кадров и налоговое бремя.

«Стоит признать, что, к сожалению, в связи в геополитическими обстоятельствами, происходящими в мире, у нас появилась уникальная возможность работать с российским сегментом. Но цены на авиаперелеты этого сделать не позволяют. Отличным выходом стали бы специальные цены, которые у нас были семь-восемь лет назад для граждан стран СНГ. Более того, стоит понимать, что инфляция в России сильно бьет по карману их граждан. Для них все становится дороже и в том числе — наша страна. Взять, к примеру, билет из Санкт-Питербурга в Ташкент, который стоит $600. А ведь за эти деньги они могут купить целый тур в другую страну», — отметил учредитель компании Mega Tour Ислам Каримбаев.

Он также добавил, что уровень доходов жителей европейских стран падает, а цены на местный турпродукт — нет, что соответственно снижает туристический интерес.

По словам Каримбаева, многие страны после пандемии работают в рекреационном режиме — денпингуют цены. Но несмотря на это у Узбекистана есть преимущество — исламская культура, пласт который многие другие страны в связи с их политическими обстоятельствами занять не могут.

«Огромный рынок стран СНГ, а в частности России все еще остается неосвоенным. Согласно статистике, в 2019 году из России выехало около 50 млн туристов, при этом Узбекистан посетил всего 1% из них», — добавил советник офиса «Шелковый путь» ЮНВТО Шухрат Исакулов.

Он также сказал, что в 2019 году общее количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан составило 6,7 млн человек, экспорт туристических услуг достиг $1,3 млрд.

Прогнозы следующего года ожидались высокими — более 8,5 млн иностранных туристов, но пандемия, с которой столкнулся весь мир, привела к глобальному кризису. Многие страны по сей день остаются закрытыми и не поддерживают выезды граждан страны заграницу.

По его данным, количество туристов в мире сократилось в пять раз, в Узбекистане — в четыре раза, что несомненно сильно ударило по всей сфере.

Участники форума отметили, что потенциал узбекского туризма не реализуется полностью и это несмотря на то, что идет работа по разработке единых государственных стандартов и классификации балльной системы средств размещения в стране.

«Что касается потенциала, то после карантина и геополитических обстоятельств дела обстоят иначе. Если к нам сейчас и пойдет наплыв гостей как из ближнего зарубежья, так и дальнего, то важно помнить, что пользоваться им надо разумно. Ведь многие поступают „нечистоплотно“, здесь я подразумеваю региональные гостиницы и туроператоров, которые вместе с наплывом начнут необоснованно накручивать цены. Важно, чтобы регулирующие и уполномоченные органы за этим следили», — говорит автор и ведущий программы «Сирли Узбекистон» Хуршид Уринов.

Он подчеркнул, что потенциал страны пока лишь на уровне идеи и стоит начать что-то делать, добавив, что у страны есть возможность организовывать не только гастро-туры, туры по ремеслам или просто-напросто возить людей по всем известным туристическим точкам, но и заниматься лечебным туризмом для тех, кто консервативной медицине предпочитает нетрадиционные методы лечения.

Исследуя страну третий год он отметил, что это желанное направление среди многих гостей.

Шухрат Исакулов добавил, что министерство для этого активно занимается диверсификацией различных видов и направлений туризма.

«Если раньше все было больше про классический, культурный и познавательный туризм, то теперь идет разделение на этнографический, экологический, экстремальный и горный виды туризма. Также стратегическая задача, которая перед нами сейчас стоит — привлечь в страну как можно больше молодых туристов, а также создать условия для пилигримов, чтобы каждый мог с легкостью запланировать поездку и посетить страну» — говорит советник офиса «Шелковый путь» ЮНВТО.

Международные гостиничные бренды только начинают заходить на рынок гостиничных услуг в исторические регионы. К 2023 году планируют выйти на гостиничный рынок Ташкента еще минимум три оператора, работающих в верхнем и среднем ценовом сегменте — Holiday Inn, Intercontinental. Curio Collection by Hilton, Accor Hotels Group.

Но главной проблемой остается заполняемость и сервис.

«Основная задача сейчас исходя из того, что у нас уже построено огромное количество гостиниц — это их заполняемость. Несомненно, работа по созданию туристической инфраструктуры, которая была огромной проблемой для туроператоров во время высоких сезонов, почти решена. Куда важнее тот факт, что сейчас мы переходим от концепции туристов пенсионного возраста к молодому поколению», — заявил учредитель компании Mega Tour.

Хуршид Уринов сообщил, что за время проекта были выявлены все недостатки гостиничного бизнеса.

«Дело в том, что очень грустно видеть качество сервиса. Владельцы отелей набирают чаще всего людей случайных — всех тех, кто имеет слабое представление о своей работе. Это сказывается на качестве услуг. Если владелец гостиницы не будет экономить на том, чтобы персонал обучать, то в долгосрочной перспективе гостиницы получат новый облик и уже не на словах, а на деле», — рассказывает ведущий.

При этом он заметил, что в регионах есть ряд отелей, которые выбирают для себя пафосное название, добавляя к нему boutique, когда как таковым не являются и слабо представляют, что это такое.

«Хотелось бы, чтобы гостиницы, делясь на категории, четко понимали свою прерогативу и то, каким им нужно развиваться в этом направлении. Если это „бутик-отель“, то мало будет адраса на ресепшене или глиняного баба с фальшивой улыбкой, нужно более глубокое виденье подобного формата и сегмента», — заметил Хуршид Уринов.

Он также сказал, что важно выстраивать новые маршруты для тех, кто приезжает в страну повторно. Для них он предложил сформировать новые пути посещения.

«В стране у нас огромный потенциал туристических направлений, но когда гид везет туриста в Регистан, то наверняка теми путями и по тем местам, где уже все побывали. А имеется ли у него представление о том, что в Узбекистане есть громадное количество мест с нетронутой экологией. Скажем, есть заповедники. И несмотря на их труднодоступность, я думаю, что их руководители могли бы договориться с туристическими компаниями о том, чтобы все-таки пускать небольшие группы с отлично продуманным регламентом. Новые маршруты — тот самый путь, который мы должны избрать», — добавил он.

Кроме того, спикеры подчеркнули, что Узбекистан для огромного большинства туристов неизвестен. Проблема в отсутствии масштабной PR-стратегии страны.

«До прошло года с иностранных гостей взимался туристический сбор. Он был внедрен, чтобы не только снизить стоимость гостиниц, сделав их более доступными, но и был нужен для продвижения Узбекистана и его потенциала за рубежом. Ведь даже реклама о нас на Euronews стоит десятки миллионов долларов США. Такие затраты государственный бюджет не в силах покрыть, и именно этот сбор мог нам это позволить. Но, к сожалению, мы не заметили результатов. Мало того, наблюдали, что ряд недобросовестных в частности малых и средних отелей в регионах продолжали взымать сбор. И теперь отменив его наши руки связаны и мы не можем в должной мере поддерживать участие отельеров и туристических операторов в зарубежных выставках и конференциях», — отметил Шухрат Исакулов.

Он добавил, что туристический сбор может вернуться, но уже в другом формате.

О роли туроператоров в продвижении страны на мировой арене добавил Ислам Каримбаев.

«Туроператоры были одни из многих, кто вкладывали средства в продвижение страны заграницей, участвуя в выставках. Поэтому еще пять лет назад я говорил, что для них нужно больше возможностей и льгот. Если мы в совокупности с министерствами, отельерами и всеми субъектами не будем работать сообща, то мы останемся на обочине туризма. Ведь сегодня иное время — мы живем в другую эпоху и как раньше уже не будет», — сообщил он.

К перечисленным проблемам, тревожащих участников сессии, добавили и наличие НДС. Было сказано, что министерство туризма лоббирует и продвигает вопрос снятия НДС с оказания туристических услуг. Ведь 15% в определенной мере повышают общую стоимость всего турпакета.

По словам Каримбаева налог на добавленную стоимость заставляет уходить рынок в тень. Шухрат Исакулов видит решением этого вступление Узбекистана в ВТО или ЕАЭС, которые в некоторой мере позволят унифицировать налог.

Помимо НДС, большое негативное влияние играет и налог на имущество.

«Туризм — индустрия планирования. А налог на имущество увеличивается в разы, мы как туроператоры, продающие на год вперед не знаем, какую цену выставить на отель и это при том, что нам необходимо прогнозировать рост цен, что сейчас получается с трудом», — говорит учредитель Mega Tour.

Участники форума отметили, что в столь непростое время сложно убедить кого-то приехать в страну. Ведь при выборе люди в первую очередь обращают внимание на ценовые параметры и сравнивая с другими турами приходят к выводу, что Узбекистан — это дорого.

О внутреннем туризме и его выборе в своей речи упомянул Хуршид Уринов, сказав, что туристическая сфера должна работать так, чтобы человеку захотелось сделать выбор в пользу своей страны.

«У нас есть места, которые и по экологии не уступают ряду стран, и по забытым ремеслам, что еще можно точечно найти, и самое главное — забытые рецепты. И это не тот самый плов или самса, а блюда, рецепты которых были известны и актуальны 100−200 лет назад», — сказал Хуршид Уринов.

Кроме, ценовых критериев, тянущих туризм на обочину застоя, есть и несогласованность и отсутствие координационной работы между представителями туристического бизнеса.

«Пришло время сесть за стол переговоров и обсудить острую проблематику общей стоимости тур продукта, чтобы повысить нашу конкурентоспособность с тем же Египтом, Ираном и Турцией. Ведь сегодня, к большому сожалению, турист — это то лицо, из которого каждый субъект турбизнеса пытается вытянуть больший процент», — заявил Шухрат Исакулов.

Он также подчеркнул, что находясь в сложном периоде, важно работать выходя как минимум в точку безубыточности, так как годами ранее показатели были и вовсе минусовыми.

Им также было подчеркнуто, что отели — это всего лишь одна из составных частей турпродукта, в то время, как главное звено во всей цепи, собирающее ее воедино — туроператоры.

На встрече было упомянуто и о сервисе, который по мнению автора и ведущего программы «Сирли Узбекистон» местами «хромает».

В период пандемии правительством был принят ряд мер поддержки, в особенности для отельного бизнеса — отсрочка различных экстренных платежей, оплата кредитов, субсидирование оплаты роялти при вводе в эксплуатацию отелей мировых брендов трех и четырех звезд в размере за каждый номер 40 млн сумов и 65 млн сумов соответственно.

При этом сдача в эксплуатацию отеля минимум на четыре звезды освобождается сроком на пять лет от подоходного, земельного налогов, единого налогового платежа и налога на имущество.

Стало известно, что при поддержке правительства с 1 апреля 2022 года по 1 января 2025 года устанавливаются ставки социального налога в размере 1% для субъектов предпринимательства в сфере общественного питания. Гостиничным услугам и средствам размещения снижаются ставки земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц на 90%.

Для субъектов предпринимательства, зарегистрированных в туристских зонах районов и городов, устанавливаются ставки налога с оборота — в размере 1%.

Налог на имущество юрлиц и земельный налог будет в размере 1% от суммы, начисленной по данным видам налогов.