ProductStar — российский онлайн-университет с экспертизой в продуктовом менеджменте, аналитике, программировании. Основан в 2018 году Михаилом Карповым (в прошлом CPO Skyeng, также работал во «ВКонтакте» и «Яндекс») и Романом Абрамовым (директор по продуктовым платформам Tinkoff, бывший Product Director в Carprice).

Обучение в ProductStar построено на прикладных кейсах российских и международных компаний. Среди действующих преподавателей школы — спикеры из Amazon, Booking, PayPal, Google, Яндекс и других. В 2021 году выручка компании составила 142 млн рублей (около $2 млн).

Рост и развитие ProductStar

ProductStar существует уже 4 года, обучением мы занимаемся больше 10 лет. Три года подряд видим трехкратный рост нашей компании.

Мы предлагаем образовательные услуги как для физических лиц, так и для компаний. В рамках корпоративного обучения мы работали с «Альфа-банк», «МегаФон», «Газпром-нефть», «СДЭК» и др. Обучение проводят 200 специалистов с опытом работы более 10 лет из России, стран СНГ, Восточной Европы, США.

С учетом последних событий в России мы все равно видим, что образование для людей — один из главных приоритетов. Люди хотят улучшать жизнь, больше зарабатывать. Диджитал-профессии, которым мы обучаем, как раз дают им такие возможности.

В среднем у учеников платформы зарплата увеличивается в 1,5 раза. Это достаточно приличная инвестиция. Поэтому людей, которые хотят работать в диджитал-сфере из дома, перемещаться по миру, совмещать несколько работ, становится только больше.

Я начинал карьеру продуктового менеджера в «Яндексе» 12 лет назад. В то время продакт-менеджеров в России можно было пересчитать по пальцам. В итоге нашлось всего 20 человек с «Яндекса», «Касперского» и других компаний.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы начали знакомиться с коллегами со всего мира. Поняли, что наша работа называется продакт-менеджмент только когда познакомились с ребятами из Калифорнии.

С 2011 года являемся организаторами крупного сообщества, состоящего из 30 тыс. человек, в Восточной Европе — ProductCamp, объединив крупнейшие технологические хабы, такие как Лондон, Берлин и Амстердам. Конференции ProductCamp проводятся 2−3 раза в год в оффлайн формате.

Почему Узбекистан

Сейчас ProductStar входит в пятерку крупнейших компаний в сегменте корпоративного образования в России. Мы стали искать похожие активно развивающиеся рынки в других странах.

Обратили внимание, что в Узбекистане и Казахстане сейчас активно развивается бизнес, банкинг, ритейл и электронная коммерция. Первые проекты у нас появились уже в прошлом году — организовали курсы по созданию IT-продуктов без программирования для Astana Hub.

В ходе знакомства и обучения мы увидели, что есть большой спрос на обучение менеджеров среднего и высшего звена. Поняли, что у них есть потребность в принятии решений на основе цифр, понимании своих клиентов для того, чтобы предоставлять качественный сервис. Всем этим мы как раз и занимаемся, поэтому решили расширить свой бизнес, открыв компанию в Узбекистане. Месяц назад стали резидентом IT-Park.

Основными клиентами видим компании в следующих сферах: банковской, телеком и IT, ритейл и электронная коммерция. За неделю я провел около 10 встреч с представителями различных банков. Чувствуется большой спрос со стороны этой сферы. Многие обращаются с просьбой поделиться международным опытом по вопросам продуктового менеджмента. Рынок развивается, растет конкуренция, в такой момент все хотят быть на шаг впереди.

Мы открыли офис компании в Ташкенте, а также планируем открыться в Казахстане. Набирать людей в команду будем локально, отдавая предпочтение тем, кто поможет нашей компании развиваться и расти.

Edtech в Узбекистане

Говоря о сфере edtech, мы рассматриваем две ниши: B2B, B2C. Что касается B2C, во время моих поездок по городу я увидел, что предлагается большое количество образовательных услуг в оффлайне: детское, языковое образование, обучение профессиям и т. д.

Вдобавок, имеется хорошее базовое образование, которое в дальнейшем должно перейти в онлайн, которое тоже присутствует, но в меньшей степени. Со временем будет появляться много компаний, предлагающих онлайн-образование, чтобы у людей из регионов тоже была возможность получать качественное образование, улучшать профессиональные навыки, развивать своих детей.

Связь и интернет хорошо распространены. Причем это распространение происходит очень быстро. На мой взгляд Узбекистан быстрее проходит этот путь, чем Россия.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вторая часть, на которую мы обращаем внимание, — корпоративное обучение. Для того, чтобы расти на больших рынках, компаниям необходимо обучать своих специалистов высшего и среднего звеньев, чтобы они приносили компании максимальную эффективность, а также не искали более лучшие условия труда, конкурентную зарплату или не уезжали за рубеж.

На сегодняшний день на рынке Узбекистана мы видим большую потребность именно в корпоративном образовании, а не B2C. Это затрагивает банковскую сферу, ритейл, телеком и IT. Основной запрос компаний на обучение менеджеров и специалистов технических профессий (тестировщиков, программистов).

По мере роста рынка, мы будем следить и за B2C сегментом. Возможно, часть наших флагманских курсов переведем на узбекский язык, чтобы люди могли прокачивать свои навыки.

Несмотря на то, что мы не давали рекламу в Узбекистане, к нам обращаются люди и просят их проконсультировать. Это говорит о том, что спрос на качественное образование есть, он большой и не покрывается нынешним предложением со стороны локальных организаций.

В среднем развитие edtech в России отстает от Китая и США на пять лет, а Узбекистан и Казахстан отстают от России на три года. Однако с учетом текущего экономического роста стран и открытости, я думаю они пройдут этот этап гораздо быстрее.

О плюсах и минусах в edtech

Любые минусы рассматриваю как возможности. Тем не менее, на мой взгляд, сейчас в Узбекистане не сформирована культура диджитал-профессий: люди не до конца понимают, какие возможности это дает.

К примеру, в России есть ребята, которые хотят зарабатывать больше, или работать, путешествуя по стране или по миру. Они понимают, что для этого им надо идти в диджитал — это хорошая возможность вырасти быстрее, потому что там есть нехватка кадров и высокие зарплаты.

В Узбекистане же есть сотни, может несколько тысяч человек, которые это понимают, но общей тенденции как таковой, пока нет.

Следующий минус связан с предыдущим. В стране пока не так много диджитал-компаний. Многие компании пока даже и не собираются цифровизироваться, а продолжают работать по старинке.

Эволюция появления продакт-менеджмента в России была следующей: сначала продуктовый подход появился в передовых it-компаниях, затем в банках в качестве конкурентного преимущества, а после уже в промышленности. С точки зрения диджитал, в Узбекистане сейчас активны банки, сфера электронной коммерции.

Из плюсов я вижу очень быстрый экономический рост, чему приятно удивлен. Заметно, как активно развивается предпринимательство, как владельцы бизнеса делятся друг с другом информацией. Предприниматели создали достаточно сильное бизнес-сообщество, которое помогает компаниям расти и развиваться.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вдобавок ко всему, нам очень помогли коллеги из IT Park, причем сделав все очень быстро. Я думал, что будет больше бюрократии, но оказалось меньше.

IT Park помогли нам зарегистрировать компанию, оформить ИНН, открыть карты. Более того, они посодействовали нам с наймом генерального директора. На все это ушло около 1 недели! В России этот процесс занял бы около месяца, а в Китае на регистрацию компании ушел бы целый год! Безусловно, такие условия являются большим плюсом для нас и других компаний.

Миссией нашей компании является улучшение качества услуг и продуктов. Мы очень рады, что в Узбекистане появляется качественный сервис (такси, доставка), банкинг и т. д. Нам приятно принимать участие в совершенствовании этих услуг и улучшении качества жизни населения.

О регулировании рынка

Мы пока не сильно столкнулись с регулированием.

Положительным фактором является то, что, сравнивая с Россией в каких-то аспектах, мы видим меньше регулирования. Наверно, мы столкнемся с чем-то в дальнейшем, но пока в рамках ведения бизнеса мы не встретились с каким-то жестким регулированием.

Здорово, что рынок Узбекистана открыт для появления новых компаний. Более того, появляются такие структуры как IT Park, которые действительно помогают развиваться в этом формате.

Сравнивая с уровнем регулирования в Китае, это небо и земля. Работая директором по продукту в SkyEng, я открывал компанию в в этой стране в течение целого года: очень долгий процесс оформления и большое количество лицензий. Тем не менее, это был очень интересный опыт, потому что рынок сам по себе уникален. В плане образовательных программ (продуктов, технологий, продаж) Поднебесная стоит на первом месте в мире. Китайцы перешли к онлайн-обучению еще за 5 лет до пандемии.

Важно отметить, что в Китае сначала дали возможность бизнесу вырасти достаточно сильно, а потом уже усилили регулирование. Если начать «закручивать гайки» раньше, бизнес просто не вырастет, сфера не разовьется, бюджет не получит денег, а население не получит нужных услуг.

Например, китайцы перешли на онлайн-обучение, а после стали появляться законы о том, сколько часов в день можно проводить детям за компьютером. Потому что длительное провождение перед компьютером приводит к ухудшению зрения и эта проблема наблюдается у многих детей в Китае.

Думаю, в Узбекистане также сначала дадут бизнесу вырасти, а потом начнет вводиться регулирование. Вопрос лишь в том, насколько бережно это будет делаться. Важно то, на какой опыт обратит свой взор Узбекистан. К примеру, в России регулирование начало вводиться в прошлом году, и оно достаточно мягкое. В Китае вводятся очень жесткие ограничения. Так, ограничения, введенные прошлым летом, снизили стоимость некоторых компаний в пять раз.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Нехватка кадров

За время общения со своими коллегами и топ-менеджерами некоторых компаний в Ташкенте я часто слышу, что не хватает менеджеров по продукту. Причем, многие до сих пор не до конца понимают, чем занимаются продакт-менеджеры. Аналогичная ситуация была и в России.

Для решения этого вопроса мы планируем провести Product Camp в Узбекистане этим летом: собрать сообщество узбекских продакт-менеджеров, пригласить спикеров из России, СНГ, Европы и Калифорнии. Все вместе мы посмотрим на текущие потребности рынка Узбекистана. Это также позволит привлечь иностранные компании и поможет локальному бизнесу развиваться быстрее.

Необходимые компетенции для продакт-менеджера

Базовые компетенции продакт-менеджера включают в себя: умение слышать пользователей, аналитическое мышление, навык работы с технической командой, бизнесовость — быть эффективным сотрудником для компании.

Говоря об Узбекистане, общение с пользователями поставлено хорошо. Можно оценить на 4 балла из 5, потому что не всегда применяются современные методологии.

Аналитическая часть — слабая. Из моего опыта общения я понял, что менеджеры больше опираются на внутреннее чутье, чем на реальные цифры. Я считаю, что менеджерам очень важно балансировать между цифрами и интуицией и принимать решения, опираясь на оба пункта. Если какой-то из пунктов отсутствует, это большой риск для компании потерять деньги.

Часто проекты запускаются на энтузиазме: придумали, зажглись идеей. Прошло полгода, ничего не получилось. Деньги списали, стали придумывать что-то новое. Продакт-менеджмент создан для того, чтобы лучше и легче угадывать какие продукты и услуги запускать. Моя оценка аналитике 2 из 5.

Работу с технической командой оцениваю на 4 из 5, потому что в Узбекистане есть айтишники, их не так много, но они есть. В тоже время руководители могут найти с ними общий язык и поставить необходимые задачи. Я думаю, тут еще немного не хватает насмотренности (изучение опыта конкурентов и международного опыта) в плане дизайна интерфейса приложений.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Бизнесовость оцениваю на 3,5 из 5, потому что это часть часто проседает. Многие менеджеры делают что-то, реализуя собственные амбиции, а не потому, что это будет полезно для компании.

Про обучение в ProductStar

Стоимость курса в онлайн-университете составляет в среднем 1 среднюю зарплату диджитал-специалиста на рынке (около $1 000). Есть рассрочка на 12−24 месяца.

Обучение проходит в трех форматах: интенсив — 3 месяца, средний уровень — 6 месяцев, курс для новичков — 1 год. В стоимость и программу обучения также входит помощь и поддержка ученикам в трудоустройстве и прохождении испытательного срока.

Среднее время трудоустройства наших учеников — 3 месяца. Если человек прошел обучение и не смог трудоустроиться, мы полностью возвращаем деньги. Для нас важно, что обмен был максимально честным.

Кроме того, у нас есть карьерный центр внутри компании с вакансиями как в России, так по всему миру. Каждому обучающемуся мы помогаем правильно составить резюме, научиться проходить тестовые задания и собеседования. Также подбираем возможные места трудоустройства под навыки и способности каждого ученика. Кроме того, оказываем максимальную поддержку на этапе испытательного срока.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Впечатления об Узбекистане

У меня есть чек-лист стран, которые я хочу посетить. Узбекистан был в списке: я хотел попасть в Самарканд и попробовать плов. Я очень рад, что события сложились таким образом и я сейчас здесь.

Очень рад радушному гостеприимству. В Москве такого нет. В целом, понятия гостеприимства в Ташкенте и Москве сильно различаются. Здесь каждый хочет помочь и действительно помогает.