Международный консорциум журналистов-расследователей получил доступ к архиву документов сервиса пассажирских перевозок Uber. Главные результаты пересказывает Forbes Russia.

Изучением данных по инициативе британской The Guardian занимались 180 журналистов из 42 изданий. Архив Uber Files включает в себя 124 тысячи электронных писем, презентаций и других конфиденциальных документов, относящихся к 2013−2017 годам.

Успех выше опасности

В эти годы компания под руководством Тревиса Каланика активно расширяла присутствие на международном рынке. Судя по данным из архива, экспансия сервиса в новые страны проводилась с регулярными нарушениями закона.

Uber избегал уплаты налогов, проводя транзакции через сервисы в офшорах. Параллельно компания «добровольно помогала» местным властям с получением налогов и сборов с водителей.

Также сервис пренебрегал безопасностью водителей и даже использовал инциденты с ними в PR-целях. Согласно документам, Каланик считал постоянные риски для водителей выгодными с точки зрения бизнеса — «насилие гарантирует успех».

Например, во Франции водители Uber не получали защиту в ходе конфликтов с таксистами. Разрешение принимать оплату за поездки наличными в ЮАР при высоком уровне преступности сделало водителей одной из приоритетных целей для грабежей.

Кроме того, многие водители жаловались на повышение комиссии сервиса после определённого времени работы. Их выручка в результате снижалась, из-за чего для поддержания заработка им приходилось перерабатывать.

Стратегический лоббизм

Из архива выяснилось, что Каланик последовательно лоббировал интересы Uber за рубежом, в том числе нелегально. Так, во Франции ему оказывал поддержку нынешний президент Эммануэль Макрон, тогда занимавший пост министра экономики.

С 2014 по 2016 годы он лично контактировал с топ-менеджером и содействовал работе сервиса. Когда в 2015 году полиция запретила работу Uber в Марселе, Макрон в ответ на запрос компании обещал «заняться этим лично».

Uber предлагал влиятельным бизнесменам инвестировать в бизнес, чтобы стать «стратегическими партнёрами». Например, от магната телеком-сферы Ксавье Ньеля удалось привлечь $10 млн, миллиардер Бернар Арно — ещё $5 млн.

«Нам не нужны их деньги как таковые», — комментировал сделку с Арно главный лоббист Uber в Европе Марк Макганн. — «Но это может быть полезно, чтобы завоевать Францию».

Каланик на Всемирном экономическом форуме 2016 года в Давосе представлял Uber тогдашнему вице-президенту США Джо Байденом. Топ-менеджеры компании встречались с другими участниками события — среди них был глава российского «Сбербанка» Герман Греф.

Российский вопрос

Uber видел российский рынок — в особенности города-миллионники — как один из важнейших для компании. Ещё в начале 2015 года руководители сервиса составили список потенциальных союзников в России из числа миллиардеров.

В списке присутствовали Алишер Усманов, вложивший в Uber $20 млн, Михаил Фридман и Пётр Авен, инвестировавшие $200 млн. Роман Абрамович консультировал компанию по выходу на рынок, а Греф познакомил её представителей с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

После ухода Каланика Uber создал с «Яндексом» совместный проект на базе «Яндекс.Такси». Однако в 2021 году американская сторона продала свою долю «Яндексу» и начала сворачивать своё присутствие в России.

Нынешнее руководство Uber признаёт прошлые нарушения. Однако менеджеры заверяют, что все они остались в прошлом — компания не пользуется привилегиями со стороны президента Франции, а никто из нынешних работников «не имел дел с российскими олигархами».

Ранее Spot писал, что Алишер Усманов стал больше инвестировать в Узбекистан на фоне санкций.