Twitter, «ВКонтакте» и WeChat снова работают в Узбекистане в полной мере. Об этом сообщила пресс-служба Агентства информации и массовых коммуникаций.

Доступ к сервисам восстановлен после почти 13 месяцев ограничений.

В сообщении агентства отмечается, что продолжаются переговоры с платформой TikTok, об итогах которых будет сообщено дополнительно.

«Блокировки только вредят развитию», — подчеркнули в ведомстве.

«Узкомназорат» убрал все четыре соцсети из реестра «нарушителей прав субъектов персональных данных». До этого их сайты открывались, но контент загружался крайне медленно.

Доступ к сервисам был ограничен в течение 366 дней — со 2 июля 2021 года. Причиной стало то, что они хранили и обрабатывали персональные данные узбекистанцев за пределами Узбекистана.

Персональные дела

В январе 2021 года был принят, а в апреле вступил в силу закон о персональных данных. Он обязывает зарубежные технокомпании хранить данные пользователей из Узбекистана на узбекских серверах. Позже для нарушителей ввели штрафы до 200 БРВ (60 млн сумов).

ГЦП направил в Google, Facebook, «Яндекс», Mail.ru (сейчас — VK) и другие интернет-сервисы требования установить серверы для данных узбекистанских пользователей в Узбекистане. «Узкомназорат» обратился с аналогичными запросами в Twitter, WeChat и TikTok.

О выполнении требований властей отчитался только Yandex Go. Также ГЦП запустил сайт для реестров баз персональной информации в соцсетях и других сервисах (Spot разбирался, что с ним не так).

Хроника санкций

Первыми под ограничения «Узкомназорат» попали 3 сервиса — TikTok, Twitter и VK («ВКонтакте»). На конец июля в число нарушителей также входили Skype и WeChat.

В начале ноября была ограничена работа YouTube, Facebook, Linkedin, Instagram, ОК, Telegram, «Мой мир». Но скоро пресс-секретарь президента Шерзод Асадов назвал эти меры «односторонними и не продуманными до конца». Замедление с 7 сервисов сняли в тот же день.

Позже главу инспекции Голибшера Зияева освободили от должности. За ним ушёл и его начальник — министр информационных технологий и коммуникаций Шухрат Садиков. Spot разбирался в ситуации с экспертами.

16 марта новый глава Мининфокома Шерзод Шерматов провёл переговоры с руководством TikTok. В тот день пользователи сообщили о возобновлении доступа к сервису, а также Twitter и VK. Однако позже доступ к ним вновь ограничили.

25 марта сервис видеозвонков Skype был исключён из реестра и снова заработал без ограничений. Мининфоком пообещал поэтапно восстановить доступ и к остальным соцсетям.

Голоса против

Меры в отношении сервисов-«нарушителей» неоднократно подвергались критике, в том числе со стороны должностных лиц. Так, Комил Алламжонов призвал «думать о последствиях, прежде чем гнаться за трендами», чтобы не «превратиться во вторую Северную Корею».

По его словам, Узбекистан должен как минимум создать свои альтернативы зарубежным сервисам, чтобы иметь возможность отказаться от них. Позже он подчёркивал, что «выгоднее и правильнее» сотрудничать с техногигантами, чем пытаться их ограничивать.

Глава Минюста Русланбек Давлетов отмечал бесполезность ограничений при наличии доступных VPN-сервисов. На это же в депутатском запросе в «Узкомназорат» указывал Расул Кушербаев.

Бизнес также выступал против ограничений интернета. Например, Зафар Хашимов призвал разблокировать Twitter и другие соцсети, ссылаясь на жалобы иностранного бизнеса.