22 августа в Ташкенте прошла вторая встреча предпринимателей с президентом Шавкатом Мирзиёевым. Глава государства в ходе своего выступления анонсировал ряд изменений, среди которых:

  • снижение с 2023 года ставки НДС с 15% до 12%;
  • введение новой классификации бизнеса;
  • снижение налоговой нагрузки на микробизнес;
  • списание долгов по повышенным ставкам налога на землю и имущество;
  • отмена уголовной ответственности за нарушение правил торговли и другое.

О планах по сокращению налога на добавленную стоимость до 12% стало известно в сентябре прошлого года. Позже эксперты объясняли Spot, как уменьшение ставки НДС на три процентных пункта отразятся на предпринимателях и потребителях. Подробнее можно прочитать тут.

О том, как объявленные президентом в ходе диалога с предпринимателями изменения скажутся на бизнесе, ценах и экономике в целом Spot узнал у экспертов Мурода Мухамеджанова и Татьяны Шалуновой.


Татьяна Шалунова

налоговый консультант, основатель бизнес-школы Profi Training.

Во время выступления президент признал, что ему предлагали отложить снижение ставки налога на добавленную стоимость, аргументируя это тем, что экономика не восстановилась после пандемии.

На мой взгляд НДС в размере 12% следовало бы внедрить ещё в 2018 году, когда проходила налоговая реформа. В то же время, лучше сейчас, чем позже.

Экономическое развитие государства — это прежде всего совокупность роста доходности предпринимателей: чем больше зарабатывает бизнес, тем больше налогов поступает в бюджет. В качестве аналогии можно привести пример, когда бизнес делает фокус на масштабе, минимизируя цену, но при этом зарабатывает больше именно за счёт объёма.

Ранее, в 2018 году, эксперты уже множество раз ссылались на кривую Лаффера, предлагая 12% ставку налога. Чем ниже ставка, тем охотнее её оплачивают.

При этом власти сохранили льготы по НДС, о необходимости отмены которых не раз заявляли эксперты. Ключевой механизм НДС — это зачёт налога, поэтому вопрос льгот должен быть минимизирован. Любые льготы провоцируют разрыв цепочки и, как следствие, повышение налогового бремени на первого плательщика НДС после разрыва, конечного потребителя и по своей сути ведут к инфляции. На мой взгляд, факторов инфляции и так достаточно.

Возможно, если льготы действительно необходимы, имеет смысл их давать на всю цепочку поставок. В то же время нужно учесть, что такой подход далеко не идеален.

Предыдущее снижение ставки НДС с 20% до 15% никак не отразилось на ценах. Это связано с тем, что ставка не является решающим фактором снижения цен. Помимо неё на стоимость товаров влияют:

  • отсутствие разрывов цепочки НДС в поставках;
  • конкурентоспособность продукта;
  • уровень инфляции;
  • наличие теневой экономики и другие факторы.

Соответственно, при сохранении тех же условий, цены и в этот раз, вероятно, не изменятся.

Льготы для микро- и малого бизнеса

Введение новой классификации бизнеса (микро, малого и среднего) — отличная инициатива. Ещё в 2018 году было много обсуждений, чтобы определённая категория налогоплательщиков не платила налоги, либо платила минимальную фиксированную сумму. И я рада, что ввели те самые категории.

К тому же, похожая разбивка есть во многих странах. Мировые банки, например ЕБРР, при оказании поддержки бизнесу руководствуются аналогичными группами.

Нужно понимать, что мелкие компании не имеют в штате бухгалтера, а обращаются за разовыми услугами к консультантам или бухгалтерам на фрилансе. Для них также дороги услуги аутсорсинговых компаний.

Так что наличие появившейся возможности освобождения от обязанности вести бухгалтерский учёт с предоставлением соответствующих форм при добровольной уплате 20−30 млн сумов в год — это свидетельство, что государство действительно знает реалии бизнеса и не желает симулировать имитацию наличия учёта, где её нет.

Сокращение по налогам для малых и средних предприятий также дадут положительный отклик. Буду откровенна, во времена пандемии многие компании ждали большей поддержки со стороны государства, поэтому сейчас, когда внешняя среда по-прежнему турбулентная, такая поддержка будет кстати.

Льготы предоставили также мирокбизнесу. С 2023 года компании с оборотом до 1 млрд сумов будут платить налог с оборота по единой ставке в 4%.

Рентабельность бизнеса в Узбекистане составляет 10−30% в зависимости от сферы деятельности (не рассматриваю сверхприбыльный бизнес). При 1 млрд сумов товарооборота, чистая прибыль составляет от 100 до 300 млн сумов, а налог по новой ставке 4% — 40 млн.

Если грубо посчитать процент налога от прибыли, то выходит 13−40%, что в разы выше общеустановленной системы налогообложения. Предыдущие ставки (7%, 25% и т. д.) я даже не обсуждаю, потому что при таких ставках бизнесу банально невыгодно становиться «белым».

На мой субъективный взгляд, ставка 1−2% была бы более подходящей для микробизнеса. В то же время, экономия на 21% — это существенная инвестиция государства в развитие микробизнеса. «Обелит» ли такая экономия бизнес? Зависит от его рентабельности. Условно, если она составляет 10−15%, то вряд ли.

Какие изменения необходимы

Корневой и фундаментальной проблемой, сдерживающей развитие страны, является высокий уровень недоверия между органами государственной власти и предпринимателями. К сожалению, несмотря на множество позитивных изменений, бизнес до сих пор ожидает негатива со стороны налоговых органов и других министерств. «Письма счастья» вызывают недовольство, потому что компаниям приходится долго и упорно доказывать свою правоту. Причём это касается как введённых новшеств, которые не до конца отлажены, так и «багов» в электронных системах ГНК.

В этой связи вижу два изменения, которые, на мой взгляд, сгладят сложившуюся ситуацию и помогут начать восстановление утраченного контакта:

  1. диалог между ГНК и бизнесом, в котором налоговые органы будут открыто сообщать об имеющихся ошибках в системе, которые признают и прекратят применять наказания там, где они не применимы. А где применимы — введут льготу за первое правонарушение. Это позволит увидеть, что государство не желает усиливать уровень стресса, который итак испытывает бизнес в условиях текущей внешней среды.
  2. введение понятия материальности в налоговых расчётах. Сейчас предприятие с сотнями миллиардов оборота может получить требование в корректировке в несколько сот сумов или даже тийин. Администрирование этого вопроса в разы превышает экономическую выгоду.

Мурод Мухамеджанов,

налоговый консультант, основатель United TAX Advisors.

Введение единой ставки в 4% для микробизнеса положительно скажется на страховых агентах, предприятиях общепита, а также компаниях, сдающих недвижимость в аренду. Последние два на сегодняшний день платят налог с оборота в размере 8%. Теперь такие компании будут тратить на налоги в два раза меньше оборотных средств.

Помимо этого налоговые послабления позволят вывести из тени некоторых представителей этих сфер бизнеса.

Потому что на сегодняшний день многие предприниматели предпочитают вместо уплаты 8% налога с оборота до 1 млрд сумов (80 млн сумов) оставить эти средства в своем распоряжении.

Теперь, когда для всех созданы равные условия, а необходимая к уплате сумма налога уменьшается в два раза, думаю, они больше не захотят уклоняться от уплаты налогов. Это, в свою очередь, может привести к тому, что представители этих сфер бизнеса начнут выходить из тени.

В тоже время ставка была выше 4% для брокерских контор (25%), организаций, занимающихся концертно-зрелищной деятельностью (5%), ломбардов (25%).

Однако на них нововведения никак не отразятся, так как большая их часть имеет оборот свыше 1 млрд и поэтому является плательщиком НДС.

Поэтому введение единой ставки налога с оборота для микробизнеса не окажет большого влияния на брокерские конторы и ломбарды, но в то же время не приведет к большим потерям в бюджете.

Что будет с ценами

Опираясь на свой опыт могу сказать, что если производство в Узбекистане не будет развиваться, а импорт будет увеличиваться, монополия оставаться монополией, будет сложно повлиять на цену, независимо от того, насколько снижен налог. Потому, что цену формирует спрос на товар, а не налоги или расходы на него.

Сейчас, в условиях роста монополии, все больше вопросов вызывают цены на основные продовольственные продукты — сахар, муку, мясо, а также нефть.

Пока ввоз этих товаров контролируется монополией, их стоимость не будет снижаться, несмотря на введение нулевой таможенной пошлины.

Цены на товары снизятся при условии роста предложения, что в свою очередь возможно, если рынок будет свободным, а внутреннее производство будет развиваться.

У нас же, к сожалению, производство до конца не сформировано. В стране слишком много монополий и административных барьеров.

В стране, которая только встает на ноги, к производителям предъявляются требования по стандартам, имеющимся в самых развитых государствах. Так мы никогда не сможем добиться снижения цен.

В первую очередь нам нужно развивать внутреннее производство и избавляться от монополии.


Мнение экспертом может не совпадать с позицией редакции.