В начале августа Сенат одобрил закон «О государственном долге». Законом устанавливается, что максимальный размер госдолга к ВВП не может превышать 60%.

На фоне увеличивающегося из года в год объема госдолга растут опасения по поводу кредитоспособности страны и компетентности ответственных органов. Spot разобрался, что такое государственный долг, каким он бывает, какие существуют риски и насколько большой госдолг Узбекистана.

Государственный долг и его виды

Государственный долг — это объем задолженности государства перед кредиторами. В их числе могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные корпорации;
  • международные организации;
  • даже физические лица.

В госдолг включается не только правительственные обязательства, но и гарантированные правительством.

Одновременно госдолг может быть внешним и внутренним в зависимости от того, кому государство должно денег.

Внешний — это объем задолженности государства перед частными инвесторами, иностранными компаниями и странами. Чаще всего внешний долг номинирован в валюте и заимствования происходят за рубежом.

Например, в прошлом году Министерство финансов выпустило еврооблигации на $635 млн на Лондонской фондовой бирже.

Внутренний — финансовые обязательства перед внутренними кредиторами, включая собственных граждан, корпорации и инвестиционные фонды. Внутренний долг чаще номинирован в национальной валюте, так как покупателями выступают местные инвесторы.

Тем не менее, госдолг выступает одной из составляющей более широкого и объемного термина как совокупный внешний долг. В свою очередь, он состоит из государственного и частного долга. Последний является негарантированным, то есть правительство не несет ответственности по обслуживанию и выплате этих обязательств.

Зачем государство занимает деньги

Простой ответ на этот вопрос заключается в том, что государство банально нуждается в деньгах, так как расходная часть бюджета превышает доходную. Для покрытия дефицита госбюджета правительство прибегает к займам на долговом рынке.

Высокие расходы бюджета, для которых привлекается долговое финансирование, зачастую связаны с дорогостоящими инфраструктурными проектами. По сути долговые обязательства являются инвестициями, когда государство вкладывает не свои, а чужие деньги, ожидая окупаемости дорогостоящих проектов в будущем для покрытия госдолга.

В мае 2021 года президент Шавкат Мирзиёев обосновал рост внешних заимствований тем, что они способствовали выводу экономики страны на новый уровень. В феврале этого года в ходе поездки в Янгихаётский район он заявил, что без долга не было бы роста заработных плат учителей и медицинских работников, а также строительства метрополитена.

В словах президента можно увидеть кейнсианский подход к экономике. В рамках данной школы приоритет отдается изучению спроса, который стимулирует предложение, то есть совокупный выпуск. Джон Мейнард Кейнс уделял большое внимание роли госрасходов для стимулирования экономики в период кризиса или спада.

Действия правительства Узбекистана по наращиванию внешнего долга можно интерпретировать как желание увеличить совокупный спрос в экономике, на который в будущем отреагирует предложение, нанимая больше рабочей силы, тем самым решая проблему хронической безработицы.

В итоге получается замкнутый круг: государство увеличивает расходы, предложение наращивает выпуск, растет занятость, то есть количество работающих людей, которые, в свою очередь, повышают спрос в экономике. В этой модели государство активно вмешивается в экономику, давая импульс развитию процессам внутри страны, что в краткосрочной перспективе приведет к экономическому росту.

Какие есть риски

К вопросу увеличения госдолга следует относиться крайне осторожно, так как это потенциально может создать угрозу финансовой стабильности государства. Главным негативным сценарием при безответственном наращивании госдолга выступает дефолт, то есть неспособность правительства обслуживать свои финансовые обязательства. В таком случае государство признается банкротом в связи с отсутствием денег.

В качестве негативного примера можно выделить долговый кризис в Греции, который вспыхнул после начала мирового экономического кризиса 2008 года. В 2010 году госдолг греческого правительства превысил сумму 300 млрд евро, что эквивалентно 125% ВВП страны. Финансовые проблемы Греции объясняются безответственной политикой правительства по привлечению не обеспеченных кредитов для повышения расходов государственного бюджета в рамках подготовки к Олимпиаде 2004 года в Греции и повышения зарплат бюджетникам.

Правительство Греции нарушило несколько критериев, закрепленных в Маастрихтском соглашении о создании Европейского Союза. Согласно Маастрихтским критериям, дефицит госбюджета не должен превышать 3%, а госдолг должен быть менее 60% ВВП страны. Соблюдение этих рекомендаций должно поддерживать экономическую устойчивость государства.

В начале августа этого года Сенат Узбекистана одобрил закон о госдолге, который устанавливает максимальный размер этого показателя до 60% ВВП. Ранее был установлен предельный размер дефицит бюджета в 3% ВВП. Эти меры призваны обеспечить финансовую стабильность государства.

Кроме того, государственный долг требует постоянного обслуживания и выплат купонов по облигациям, обеспечивая их доходность. Выплаты по процентам выполняются из бюджетных средств. Таким образом, наращивание госдолга увеличивает нагрузку на бюджет по его обслуживанию. Например, за весь прошлый год государство выплатило кредиторам $919 млн по основному долгу и $370 млн по процентам. При этом необходимо учитывать, что в начале существует льготный период по выплатам, а в дальнейшем условия будут ужесточаться.

Стоимость заимствований для государств зависит от их кредитного рейтинга. Чем ниже рейтинг, тем выше проценты по долгу и выплаты из бюджета на его обслуживание. Согласно Standard&Poor's, кредитный рейтинг нашей страны подтвержден на уровне ВВ-, прогноз стабильный. Узбекистан относится к спекулятивной категории, то есть ниже инвестиционного уровня. Это повышает риски инвестирования в нашу экономику, увеличивая проценты по облигациям. Чем сильнее будет экономика Узбекистана, тем ниже будет стоимость заимствований.

О госдолке США

На конец 2021 года госдолг США составлял более $29 трлн (около 125% ВВП). А в начале февраля 2022 года он достиг отметки $30 трлн. С конца 2019 года американский госдолг вырос сразу на 7 трлн долларов. Резкое наращивание заимствований связано с увеличением госрасходов для преодоления негативных экономических последствий пандемии коронавируса. Для избежания угрозы дефолта Конгресс периодически увеличивает потолок госдолга, то есть максимальный объем заимствований. В начале года потолок госдолга находился на уровне $31,4 трлн.

США обладает преимуществом страны-эмитента резервной валюты, то есть государство получает доход от простого печатания денег или сеньоража. Помимо этого, США являются крупнейшей мировой экономикой, играющей ключевую роль в высокотехнологичных отраслях и показывающая стабильный рост экономики. Это увеличивает финансовую стабильность и доверие кредиторов, которые охотно скупают американские облигации в кризисный период.

Госдолг Узбекистана

На 2019 год пришелся резкий взлет уровня государственного внешнего долга Узбекистана. В 2018 году долг составлял менее $10 млрд, а в 2019 году увеличился до $15,7 млрд, в последующие два года — до $21,1 и $23,6 млрд, соответственно.

Существенная часть прироста совокупного внешнего долга была обеспечена действиями правительства на долговом рынке. Например, на долю заимствований правительства приходится $17 млрд, а остальные $6,6 млрд были привлечены под госгарантии. В то время как роль государственного внутреннего долга непременно снижалась, сократившись с $5 млрд в 2018 году до $2,7 млрд в 2021-м.

Если в 2017 году доля внутренних заимствований составляла более трети от уровня госдолга, то в прошлом году на внутренний долг пришлось всего 10%.

В 2022 году тенденция по увеличению государственного внешнего долга страны начала ослабевать на фоне комплекса разного рода кризисов в мире. На 1 апреля объем государственного внешнего долга уменьшился с $23,6 млрд до $23,4 млрд. Во втором квартале внешние обязательства дополнительно сократились до $23,2 млрд, а государственный долг оказался ниже отметки $26 млрд.

Несмотря на большой уровень совокупного внешнего долга в абсолютных значениях, необходимо рассматривать данный показатель относительно ВВП страны. В 2021 году номинальный ВВП Узбекистана составил $69,2 млрд. Если государственный долг поделить на ВВП страны, то получится 38%, что оставляет пространство для дальнейших заимствований.

Основным направлением трат для заимствованных государством средств в прошлом году выступает поддержка бюджета на сумму $5,9 млрд (25%). Следом идут:

  • электроэнергетика — $3,1 млрд, 13%;
  • нефтегазовая сфера — $2,9 млрд, 12%;
  • транспорт $2,6 млрд, 11%;
  • сельское хозяйство $2,4 млрд;
  • нужды ЖКХ $2,1 млрд.

Кредиторами Узбекистана выступают различные международные организации, региональные и страновые банки развития. Крупнейшими кредиторами являются Азиатский банк развития и Всемирный банк, одолжившие нашей стране $5,2 и $4,3 млрд, соответственно. Китай и Япония активно кредитуют правительство через свои финансовые структуры. Например, эти две страны суммарно выделили заемные средства на сумму $6,9 млрд.

Будущие вызовы

В 2022 году мир столкнулся с комплексом различных кризисов, начиная от энергетического и долгового, заканчивая политическим и военным. Ужесточение денежной-кредитной политики центральными банками развитых стран мира, в частности Федеральной резервной системы США и Европейского Центрального банка, негативным образом сказывается на мировом рынке капитала, сокращая ликвидность.

Регуляторы развитых стран поднимают ставки по государственным ценным бумагам, что увеличивает их привлекательность. В итоге за первые пять месяцев этого года зарубежные инвесторы вывели $38 млрд из акций и облигаций развивающихся стран, к которым относится и Узбекистан. Это стало рекордным оттоком за все время наблюдений — с 2005 года.

Центральный Узбекистан объясняет снижение уровня внешнего долга нестабильной геополитической обстановкой. Неопределенность в мире уменьшает желание инвесторов к риску, поэтому они предпочитают вкладывать деньги в «тихие гавани», то есть защитные активы. Во время экономических кризисов укрепляется доллар по отношению к другим валютам, так как инвесторы покупают американские ценные бумаги, выводя свои средства из валют развивающихся стран. Укрепление доллара является дополнительным вызовом для Узбекистана, так как 72% объема государственного долга страны номинировано в американской валюте. Ослабление сума к доллару сделает обслуживание долга более дорогим.

Сокращение возможности для заимствований на внешних рынках открывает возможность для развития долгового рынка внутри страны. На внутренний долг в структуре суммарного госдолга приходится менее $3 млрд. Правительство может привлекать внутренних инвесторов для покупки государственных облигаций номинированных в национальной валюте, что снизит риски для бюджета, а также предоставит возможность инвесторам купить защитные активы во время экономической турбулентности.

К выпуску гособлигаций следует привлекать не только юридических лиц, но также и физических, среди которых могут быть и неквалифицированные инвесторы. Минфин Узбекистана уже прорабатывает вопрос выпуска специальных облигаций для населения, выплаты по которым будут выше уровня официальной инфляции. Граждане получат прямую возможность кредитовать собственное правительство, поддерживая совокупный спрос, что положительным образом отразится на экономическом росте.

В текущем году заметно оживление на рынке государственных ценных бумаг. За июль было размещено облигаций на 11,7 трлн сумов, а с начала года объем размещенных ЦБ и Минфином облигаций составил 48,4 трлн сумов. Доля долгового рынка составляет 15,7% от сумму сделок на валютной бирже. Однако пространство для расширения внутреннего долгового рынка за счет привлечения широкого круга населения сохраняется. На фоне ухудшения условий для заимствований на внешнем рынке внутренний спрос на облигации способствует поддержанию финансовой стабильности Узбекистана.