Центральный банк утвердил основные направления денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024—2025 годов.

Мировая экономика с конца 2021 года показывала признаки восстановления после пандемии. Однако с февраля 2022 года на фоне конфликта России и Украины усилились колебания цен на энергетическом и других рынках, а как следствие — значительно выросло инфляционное давление.

Регуляторы большинства стран ответили на рост цен ужесточением денежно-кредитной политики. Это привело к оттоку капитала на рынки развитых стран и усложнило доступ к кредитам для развивающихся экономик. С учётом этих факторов Всемирный банк, МВФ и другие организации пересмотрели прогнозы роста глобального ВВП и экономик стран-партнёров Узбекистана в сторону понижения.

Реальный рост ВВП в Узбекистане за 2021 год составил 7,4%. По итогам 2022 года ожидается прирост ещё на 5,2−5,8%.

В целом развитие событий за 2022 год ближе к альтернативному сценарию из предыдущего прогноза, отметили эксперты. Несмотря на относительно высокий рост экономики, бюджетный дефицит остаётся выше 4% ВВП, а инфляция ускорилась до 12%.

Учитывая высокую неопределенность изменений внешних и внутренних экономических условий, ЦБ разработал базовый и альтернативный сценарии. Если раньше одним из главных критериев была ситуация с пандемией, то сейчас на передний план выходят геополитические шоки.

Во многом именно они подстегнули инфляцию, приведя к снижению экономической активности и покупательной способности домохозяйств по миру. Впрочем, карантинные ограничения играют важную роль для одной из крупнейших экономик — Китая.

Также в число основных факторов входят политика зарубежных центральных банков, предложение на продовольственных рынках, изменения климата, планируемые реформы и ожидаемые результаты.

Основной сценарий

Рост мировой экономики продолжится, хоть и более низкими темпами, чем раньше — 3%. Курсы валют основных партнёров (за исключением рубля) останутся относительно стабильными при нефти около $80−90 за баррель. Денежные переводы в 2023 немного сократятся, но затем увеличатся.

Иностранные инвестиции в Узбекистан продолжат расти, чему поспособствует дальнейшее открытие рынка капитала для иностранцев и проведение IPO/SPO ряда компаний. Также ожидается поэтапный переход к рыночным ценам на энергию и структурные реформы других отраслей.

По расчётам ЦБ, за 2023 год ВВП Узбекистана вырастет на 4,5−5%. С нормализацией глобальной экономики ожидается ускорение до 5−6% в 2024 и до 6−6,5% — в 2025 году.

Ситуация позволит возобновить фискальную консолидацию и сократить дефицит бюджета до 3−3,5%, а в перспективе — 2% от ВВП. В этой связи важно стимулировать частные инвестиции для поддержания роста.

Жёсткая фаза денежно-кредитной политики продлится до конца 2023 — начала 2024 года. На этом форе инфляция упадёт до 8,5−9,5% в 2023 году и достигнет целевых 5% на 2024 год.

Альтернативный сценарий

При сохранении неопределённости на рынке энергоресурсов, эскалации конфликта России и Украины либо санкционного режима инвесторы могут стать более осторожны. Также их к этому может подтолкнуть дальнейшее ужесточение монетарной политики по миру.

В этом случае рост мировой экономики замедлится до 1,5%, а цены на нефть и сырьё из-за риска рецессии резко упадут. Это означает ослабление валют основных партнёров и уменьшение притока переводов, но с другой стороны может привести к удешевлению продовольствия.

Темпы роста для Узбекистана в 2023 году упадут до 3−3,5%. С оживлением мировой торговли в 2024 году ожидается рост на 4−4,5%, а затем — до 5%.

Для поддержки экономики в 2023 году будет продолжаться фискальное стимулирование, из-за чего дефицит бюджета останется на текущем уровне в 4−4,5% к ВВП. Начиная с 2024 года, на фоне консолидации он снизится до 3,5−4%.

Также придётся отложить либерализацию регулируемых цен. Это позволит в 2023 уменьшить инфляцию до 7−8%, но затем она будет снижаться медленнее — за 2024 год она составит 6−7%, а выход на целевые 5% ожидается только в 2025 году.

Что будет делать регулятор

Основной целью денежно-кредитной политики по закону определена стабильность цен. При этом ЦБ намерен также обеспечить финансовую стабильность и инклюзивный экономический рост и продолжит работу по введению механизмов инфляционного таргетирования.

В обоих сценариях регулятор намерен придерживаться умеренно жёсткой монетарной политики. Однако от ситуации будет зависеть продолжительность нынешних условий — при уверенном снижении инфляции до целевого уровня их смягчат.

Приоритетными для регулятора будут усиление аналитического и прогнозного потенциала, развитие операционного механизма, улучшение коммуникаций, а также повышение эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Работа по повышению эфффективности трансмиссионного механизма связана с развитием финансового рынка. Сюда относятся допуск нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг, создание рынка валютных фьючерсов, а также введение переменных ставок для депозитов и кредитов.

ЦБ также выделил условия для проведения эффективной монетарной политики. В первую очередь требуется: развитие конкурентной среды, отмена преференций для отдельных компаний и отраслей, снятие барьеров для импорта потребительских товаров, трансформация банковского сектора.