Кредитное агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «BB-» со стабильным прогнозом.

Аналитики признали, что неблагоприятные побочные эффекты от конфликта в Украине не так сильно сказались на Узбекистане. В краткосрочной перспективе Узбекистан располагает бюджетным пространством для смягчения давления за счет низкого чистого госдолга.

Кроме того, экономические реформы поддерживают перспективы роста в долгосрочной перспективе. Однако неконтролируемый рост внешнего долга может поставить под угрозу платежный баланс страны.

Два пути

Standard & Poor’s выделяет негативный и позитивный сценарий развития ситуации в экономике Узбекистана.

  • Кредитный рейтинг Узбекистана может быть снижен, если негативные последствия российско-украинского кризиса сильнее скажутся на экономике через каналы торговли и денежных переводов в 2023 году.
  • Рейтинги также могут оказаться под давлением, если внешний долг государственного и финансового секторов будет расти быстрыми темпами. и финансовые показатели госпредприятий ослабевать, что приведет к переводу условных обязательств на баланс правительства.
  • Повышение рейтинга представляется маловероятным сценарием в 2023 году. Однако продолжение экономических реформ и усиление интеграции с мировой экономикой повысят потенциал экономического роста и углубят диверсификацию экспортных и налоговых поступлений.

Рост и риски

Узбекистану пока удаётся извлекать выгоду из сложившейся ситуации. Этому способствует рост денежных переводов, приток финансового и человеческого капитала, а также увеличение торговых потоков с Россией.

«Экономика Узбекистана до сих пор справлялась с побочными эффектами российско-украинского конфликта лучше первоначальных ожиданий, из-за более сильного притока денежных переводов из России в этом году», — отметили эксперты агентства.

Одной из причин этого стал вывод российскими эмигрантами своих сбережений в Узбекистан. Россия также остаётся для республики крупнейшим источник торговым партнёром — на неё за январь-август приходится около 20% от общего импорта Узбекистана и 15% экспорта.

Также аналитики отметили умеренно низкую долгую нагрузку правительства — По итогам года ожидается чистый государственный долг на уровне в 18% ВВП. С другой стороны, ускорение инфляции вынудило правительство повысить социальные расходы для поддержки домашних хозяйств, что вылилось в рост дефицита бюджета по итогам года.

Перспективы Узбекистана на будущее нестабильны, несмотря на нынешний рост. Основным фактором риска остаётся усугубление рецессии в России, которое может привести к сокращению денежных переводов от мигрантов и иностранных инвестиций со стороны российских компаний.

Сохраняющиеся негативные региональные последствиями конфликта, слабый рост мировой экономики и ужесточение денежно-кредитной политики создадут дополнительные риски для роста экономики Узбекистана и привлечения займов, начиная с 2023 года.

Смягчить удар

В агентстве выделили ряд негативных факторов для экономики Узбекистана. Это: общий низкий уровень благосостояния, недостаточная гибкость денежно-кредитной политики, высокая централизация принятия решений, слабо развитая подотчетность и система сдержек и противовесов между госучреждениями.

Развитие частного сектора и улучшение бизнес-среды могли бы поддержать экономический рост, несколько смягчив негативные последствия. Тем не менее, требуется диверсификация инвестиций, которые на данный момент сконцентрированы в добывающих отраслях, особенно в секторе добычи природного газа.

Высокая геополитическая напряженность и ухудшение перспектив мировой экономики могут задержать амбициозную программу приватизации госпредприятий в Узбекистане, намеченную на 2023 год. Например, был подписан меморандум о взаимопонимании по частичной продаже Ipoteka Bank венгерскому банку в конце 2021 года, но продажа была отложена, хотя переговоры недавно возобновились.

Кредитное агентство отдельно выделяет начавшуюся политику инфляционного таргетирования, согласно которой уровень инфляции в стране в 2024 году не превысит 5% рубеж. Однако они считают, что монетарным властям вряд ли удастся достичь заявленную цель в условиях глобального ценового давления, особенно роста импортной инфляции. Эксперты отмечают, что ЦБ принимает дополнительные меры для усиления соответствия требованиям и контроля в банковском секторе, чтобы избежать риска вторичных санкций со стороны США.

Больше оптимизма

S&P пересмотрело прогноз для Узбекистана на 2022 год в сторону повышения. В начале года эксперты агентства ожидали рост лишь на 3,5%.

По итогам года ВВП увеличится на 5,7% и составит $77 млрд. Дефицит бюджета будет равен 4,5% ВВП по сравнению с заложенными в бюджете 3%, валовой государственный долг — 37% ВВП.

Дефицит текущего счета сократится примерно до 2% ВВП. Рост кредитования в банковском секторе замедлится до 15−18% в 2022—2023 годах из-за более жестких нормативных требований и возросшей неопределенности, а уровень просроченных кредитов останется на уровне 4−6%. Безработица достигнет 10,5%, а инфляция — 12,5%.

В 2025 году чистый государственный госдолг прогнозируется на уровне 18% ВВП, а дефицит текущего счета Узбекистана составит 6% ВВП, который будет покрываться за счет привлечения инвестиций и долга. Из-за ограниченной независимости ЦБ уровень долларизации кредитов останется на уровне 46%. Валютные резервы Узбекистана будут сокращаться до 2025 года в основном из-за падения цен на золото в последующие годы. Узбекский сум будет обесцениваться на 3−4% в год вплоть до 2025 года, а в 2024 году перешагнет отметку в 12 тыс. сумов за доллар.

Ранее Spot сообщал, что «Региональные электросети» получили первую кредитную оценку от Fitch Ratings.