Весной этого года Accor вышла на рынок Узбекистана с подписанием соглашения об открытии первого отеля группы в результате ребрендинга Lumiere Hotel & SPA Tashkent.

Позже компания сообщила о планах по запуску ряда других отелей, включая Mövenpick в Самарканде, Swissôtel в Ташкенте и еще один Swissôtel на берегу Чарвакского водохранилища.

Группа Accor, основанная в 1967 году, объединяет более 5 тыс. отелей и 10 тыс. ресторанов, кафе и баров в 110 странах мира.

Spot поговорил с генеральным директором Accor New East Europe Алексисом Делароффом о том, на каких условиях Accor работает в Узбекистане, в чем отличие договора управления от франшизы, как выбирают партнеров, сколько отелей планируется открыть в ближайшее время и многом другом.

Как долго Accor готовилась к выходу на рынок Узбекистана?

Попытки выйти на рынок Узбекистана были предприняты еще несколько лет назад, но тогда они оказались безуспешны. В то время Accor стремилась, прежде всего, прочно закрепиться на российском рынке. В последние годы мы вновь переключились на Центральную Азию, и в конце 2021 года возобновили работу в направлении Узбекистана.

На сегодняшний день подписано семь договоров по управлению или франшизе отелей под брендами Accor в стране. В скором времени состоится открытие Mercure Tashkent и нашего флагмана Mercure Bukhara. В начале следующего года официально откроется Mövenpick Samarkand после завершения всех подготовительных работ.

Далее, в первом полугодии 2023 года планируется открытие Swissôtel в Ташкенте. В ближайшие два года будут построены Swissôtel на Чарваке, Mercure в Хиве, ibis в Ташкенте.

Кроме того, мы планируем открыть первый отель под одним из наших люксовых брендов в столице, а также мы ведем переговоры по открытию более 10 новых объектов в Узбекистане.

Что в стране привлекло больше всего с точки зрения бизнеса?

Узбекистан интересен нам по многим причинам. Во-первых, это страна, в которой за последние несколько лет довольно кардинально изменилась экономическая и политическая ситуация, началась либерализация. Во-вторых, в Узбекистане есть все необходимое для привлечения туристов и бизнес-путешественников со всего мира. Это, возможно, самая насыщенная достопримечательностями страна в Центральной Азии. Все основные города Шелкового пути находятся здесь. Древние Самарканд, Бухара, Хива хорошо сохранились до наших дней, они известны и сегодня на слуху у многих.

И наконец, это все-таки густонаселенная страна с общей численностью населения почти 40 млн человек. Это говорит о возможностях для внутреннего туризма, которые при нестабильной международной обстановке позволят обеспечить загрузку отелей и поддержание бизнеса.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Гостиницы в Узбекистане открываются в партнерстве с локальным бизнесом. Расскажите, как выбираете партнеров? Как происходит ваше сотрудничество?

Надо понимать, что в гостиничном бизнесе крупные международные операторы не вкладывают деньги, то есть не покупают недвижимость. Объекты практически всегда находятся в собственности местного бизнеса. Так происходит и в Узбекистане: все гостиницы принадлежат тут локальным предпринимателям.

С потенциальным партнерами ведем переговоры, смотрим расположение объекта, насколько он подходит под один из наших брендов. Здание может быть новым, но не подходить по разным параметрам (пожарной безопасности, дизайну, количеству номеров и т.д)

Так, целый ряд факторов влияет на наше решение войти или не войти в проект. Например, в большинстве случаев мини-отели на 40−50 номеров нам не очень интересны, поскольку с точки зрения управления нужно проделать столько же работы, сколько и для открытия большого отеля на 150−200 номеров. Однако, с маленькой гостиницы выручка будет в разы меньше.

Окончательное решение принимается коллективно на нескольких уровнях: сначала на региональном, потом в головном офисе. В обсуждении задействуются все отделы, начиная от строительства, заканчивая отделом продаж и маркетинга.

Как предпринимателям, которые хотят с вами сотрудничать, можно связаться с компанией? Какие у вас минимальные требования?

У нас нет универсальных требований, которые станут гарантией, что проект может стать отелем Accor. Чтобы принять решение, каждый проект мы рассматриваем и обсуждаем индивидуально. С отделом по развитию Accor можно связаться через форму на сайте или написав письмо на почту вице-президента по развитию Accor в регионе New East Europe Филиппа Бона: Philippe.Bone@accor.com.

Вы работаете только с уже готовым бизнесом?

Не всегда. Прямо сейчас напротив отеля Lumiere (будущего Mercure Tashkent) строится трехзвездочная гостиница ibis. Она возводится с нуля, и мы сопровождаем этот процесс. Мы выдаем стандарты проектировщикам и архитекторам и совместно с ними решаем, сколько будет номеров, где лучше разместить рестораны, бары и т. д.

Swissôtel на Чарваке также строится с нуля, аналогичная ситуация с нашими проектами в Бухаре и Хиве.

Mövenpick Samarkand будет запущен на базе существующего, но полностью реконструированного отеля.

Вы сами находите партнеров, или они обращаются к вам?

Когда мы начинали развивать направление New East (страны бывшего Советского Союза за исключением стран Балтии — прим. Spot), активно занимались продвижением: искали новых партнеров, агентов, девелоперов, собственников.

Сейчас Accor является крупнейшим оператором в регионе. Многие нас уже знают и хотят присоединиться к бренду. Но если бы мы не проводили изначально работу по продвижению, вряд ли бы сейчас имели такие результаты.

Сколько на данный момент было вложено в Узбекистан и сколько планируете инвестировать в ближайшие два года?

Нисколько не вложили. Мы не инвестируем в строительство отелей.

Мы поставляем определенные услуги, за которые нам платит собственник отеля. К примеру, мы предоставляем наш бренд, за который предприниматель платит процент от выручки. Также мы предоставляем маркетинговые исследования, системы бронирования и лояльности. Но все эти услуги оплачивает собственник.

Таким образом, расходы со стороны Accor были только на первоначальном этапе, когда мы вели переговоры, занимались продвижением — мы вложили только свое время, а также были расходы на перелеты, проживание, питание.

Инвестициями можно назвать наши ноу-хау, которые мы внедряем здесь, что помогает компании расти быстрее и создавать новые рабочие места. Конечно, ничего этого не было бы без собственников отелей. Наша совместная работа помогает поднимать экономику страны.

Lumiere Hotel & SPA Tashkent (будущий Mercure). Фото: Евгений Сорочин / Spot, пресс-служба Accor

На каких условиях вы работаете с собственниками?

Мы работаем по двум направлениям: франшиза и договор управления.

При покупке франшизы предоставляем собственнику четыре услуги: бренд, маркетинг, системы бронирования и лояльности. В этом случае собственник сам несет полную ответственность за управление, загрузку отеля, соблюдение стандартов качества и т. д. В договоре управления все наоборот. Мы управляем персоналом (обучаем при необходимости), всеми системами, поднимаем продажи и т. д.

В Узбекистане половина соглашений по франшизе, половина — по договору управления.

Нам как компании важно, чтобы наши бренды присутствовали на рынке, физическое состояние здания и качество обслуживания были на высоком уровне, соблюдались все стандарты. По сути, мы зарабатываем на управлении больше, чем на франшизе, но в первом случае и работы больше.

Чем больше звезд у отеля, тем меньше мы склонны отдавать его под франшизу. Например, ibis отдается под франшизу, а люксовые отели, типа Sofitel, Fairmont — по договору управления.

Весной этого года Accor впервые вышла на рынок Узбекистана. Расскажите о первых результатах работы, и о том, совпали ли ваши ожидания с реальностью?

Сейчас мы с нетерпением ожидаем появление первого бренда Mercure в Узбекистане. В ближайшее время все стандарты будут внедрены. Через год после открытия сможем говорить о первых результатах работы. Это связано с тем, что гостиничному бизнесу присущ фактор сезонности.

Кому отдается предпочтение при отборе кандидатов на позиции топ-менеджмента отеля: местным или иностранным специалистам?

Когда бренд заходит в новую страну, а собственник заключает договор на управление, зачастую на топовые управленческие позиции приезжают экспаты. Но в течение нескольких лет ситуация, как правило, меняется. Экспаты обучают местных, после чего те занимают их позиции.

Так, например, в России на момент открытия первого крупного отеля на 450 номеров в Москве в 1992 году работало 45 иностранных специалистов. Сегодня в России у нас 57 отелей, в которых работают всего 3 экспата.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас в Узбекистане представлены бренды Accor в сегменте «премиум». Расскажите, почему именно этот сегмент?

Это запрос рынка, собственников отелей. Однако, в ближайшее время у нас планируется подписание договора по одному из люксовых отелей в Ташкенте.

Кроме того, есть локации, для которых требуются отели определенного уровня. Например, приезжая на Чарвак, людям надо не только переночевать и позавтракать. Нужно также, чтобы был бассейн, спа, рестораны и т. д. В долгосрочной перспективе благосостояние населения будет расти. А строительство отелей подразумевает планирование не на 5−10 лет, а на 40−50 вперед.

Планируете ли развивать гостиничный бизнес более бюджетного сегмента?

Да, как я упомянул, уже идет строительство ibis в Ташкенте — это наш ведущий бренд экономичного сегмента. Также подписано несколько проектов под брендом средне-ценового сегмента Mercure. В портфолио Accor входит более 40 отельных брендов совершенно разного уровня, и мы будем расширяться в разных направлениях, принимая во внимание запросы аудитории и наших партнеров.

Такжн у нас есть направление JO&JOE, что-то между общежитием и хостелом, пользующееся большим спросом у путешествующей молодежи. Но он пока данный бренд получил развитие только в Западной Европе.

Считаем, что для этого региона пока рано выводить этот бренд. Сначала нужно посмотреть, как здесь будут развиваться другие сегменты.

На сегодня подписаны соглашения по проектам в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве. Какие города Узбекистана планируете еще охватить?

Мы хотим зайти в Ферганскую долину, рассматриваем Нукус и другие крупные города. Думаю, львиная доля нашего развития будет в Ташкенте.

Как вы оцениваете рынок гостиничных услуг Узбекистана?

Конкуренция сильно растет, многие бренды уже присутствуют на рынке. Большинство крупных операторов, таких как Radisson, работают в Узбекистане давно. Но мы рассчитываем, что наши бренды достаточно востребованы и узнаваемы, чтобы мы могли, несмотря на жесткую конкуренцию на рынке Ташкента, найти и занять свою нишу.

Продолжается строительство многих других отелей. Не исключено, что через несколько лет будет насыщение рынка. Рынок гостиничных услуг цикличен сам по себе. Сейчас идет этап насыщения, но потом в течение нескольких лет не будет строительства.

Кривая роста туризма в долгосрочном периоде — стабильная и постоянная. Рост может быть не таким быстрым, как хотелось бы. Тем не менее, когда смотришь на мегатренды, то в мировом масштабе — это огромная волна. Поэтому снова идет полная загрузка отелей, девелоперы по-новому смотрят на развитие гостиничной сферы, и потом возобновляется строительство.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С какими трудностями столкнулись в реализации проектов?

Для каждого отеля характерны индивидуальные трудности. К примеру, в этом отеле (интервью проходило в Lumiere Hotel & SPA Tashkent — прим. Spot) нам необходимо было изменить в соответствии со стандартами бренда дизайн и пожарную безопасность.

В Бухаре гостиница была практически готова: нам удалось внедрить наши стандарты Accor в процессе строительства, поэтому многих трудностей удалось избежать.

Считаю, что за последние несколько лет страна изменилась в лучшую сторону. Большинство наших партнеров понимает, что такое отель, как работать в сфере туризма, какие требования могут предъявлять международные операторы. Поэтому думаю, что больших проблем у нас как не было, так и не будет.

Что, по вашему мнению, необходимо предпринять правительству для развития туристической отрасли в целом и гостиничного бизнеса в частности?

Для развития туризма нужна инфраструктура. В Узбекистане уже есть некоторые сильные стороны в этом плане. Например, скоростной поезд Afrosiyob по направлению Ташкент — Самарканд — Бухара и обратно. Если еще продлить этот маршрут, это будет огромным плюсом для развития туризма.

Кроме того, у страны есть богатая история и все возможности для развития паломнического туризма.

Думаю, что нужно больше внимания оказывать развитию международного маркетинга, чтобы привлекать в страну больше туристов из разных стран.

Также надо понимать, что вложения в туризм и гостиничное дело — это долгосрочные инвестиции, которые можно вернуть за 10−15 лет. Поэтому важно, чтобы банковские кредиты стали более доступными для владельцев бизнеса, так как создание инфраструктуры — это всегда большие вложения.

В целом, растет конкуренция в сфере туризма на международном уровне. Турист на основе многих факторов выбирает поехать ему, условно, в Грузию или Узбекистан. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы туристы делали свой выбор именно в пользу Узбекистана.