На 1 января в Узбекистане насчитывалось 47 лицензированных платёжных организаций, говорится в обзоре систем платежей от Центробанка.

Аналитики отмечают быстрый рост спроса на услуги по проведению платежей со стороны небанковских сервисов. Как считают в ЦБ, этому способствуют благоприятные условия для участников рынка.

За прошедший год платёжными организациями были проведены транзакции на 116 трлн сумов. По сравнению с 2021 годом их сумма выросла в 2,1 раза.

Объём операций в платежных сервисах продолжает расти с каждым кварталом. Если в январе-марте он составил 21,6 трлн сумов, то в октябре-декабре — 38,2 трлн или на 76,8% больше.

Самой востребованной целью транзакций в платёжных сервисах стала оплата мобильной связи — за год она достигла 10,46 трлн сумов, в 3,17 раза превысив показатель предыдущего года. Наибольший же прирост показали коммунальные услуги — в 3,4 раза или 8,94 трлн сумов.

Также заметно увеличился объём онлайн-оплаты госуслуг, который составил 6,1 трлн сумов или на 236% больше цифр за 2021 год. Платежи по кредитам за это же время поднялись в 2,6 раза — до 3,64 трлн сумов.

Более чем двукратно увеличились платежи на местах (661 млрд сумов) и оплата транспортных услуг (767 млрд сумов). С другой стороны, оплата интернет-услуг через платёжные сервисы сократилась почти на треть — до 866 млрд сумов.

Отдельно ЦБ выделяет развитие сферы электронных денег, обеспечивающих хранение денег без банковского счёта. На начало января в реестре значилось 15 систем, насчитывающих в общей сложности 8,4 млн кошельков.

За прошлый год через системы электронных денег прошло 11,6 млн операций (+79,2%) на 273,25 млрд сумов (+60%). Особенно сильный прирост отмечался в последнем квартале, когда объём платежей составил 124,17 млрд сумов — почти вдвое больше, чем кварталом ранее.

Чаще всего электронными деньгами оплачивали сотовую связь (28%) и коммунальные услуги (10%). Следом идут игровые услуги и соцсети (10%), пополнения иностранных кошельков (9%) и оплата на местах (5%).

Ранее Spot писал о росте платежей при помощи QR-кодов почти в 13 раз за год.