RS School — это образовательная программа, проводимая сообществом JavaScript/Front-end разработчиков. Ребята создали школу на базе масштабного комьюнити The Rolling Scopes, которое качественно и бесплатно расширяет круг IT-специалистов.

Присоединиться к сообществу и учиться в RS School может каждый, независимо от локации, возраста и уровня знаний в сфере. Вся деятельность и образовательная программа основана на важных IT-принципах — философиях Open Source и Teach It Forward.

Spot поговорил с Зафаром Ходжаевым и Саидазизом Акбаровым — координаторами комьюнити в Узбекистане о развитии IT-сообщества и том, как сегодня войти в IT. Ребята также развеяли популярные стереотипы об айтишниках.

Как появилось сообщество

В названии комьюнити отсылка к британской рок-группе The Rolling Stones, где последнее слово не просто так заменено на Scopes — здесь уже речь идет о JavaScript. Формирование сообщества началось в 2013 году в Минске. Ребята просто собирались в офисе для обсуждения различных IT-тем. И когда желающих стало больше, встал вопрос об организации первой официальной встречи.

Позже на базе сообщества была создана школа, где любой желающий мог бесплатной обучиться программированию с нуля. Распространение подобных IT-инициатив среди других городов происходит бесшовно, потому что обучение проходит онлайн. К тому же у школы нет ограничений относительно локации участника. Так идеи RS-комьюнити постепенно охватили все страны СНГ. В Ташкент The Rolling Scopes зашли в 2019 году, сделав отдельный запуск курса, который был более интенсивной и укороченной версией основного потока школы. Это было нужно для быстрой подготовки выпускников, которые в будущем помогли бы новым студентам.

«Здесь важно отметить главный принцип RS School — Teach It Forward. Мы предоставляем полностью бесплатное обучение без каких-либо требований и предлагаем выпускникам остаться в комьюнити для поддержки студентов нового набора. Помню, когда учился в университете на третьем курсе получил письмо, что в Ташкенте запускается RS School, — вспоминает координатор RS School в Узбекистане, Senior software engineer EPAM Зафар Ходжаев. — Я уже знал про это сообщество из IT-подкастов. Во время обучения влился в сообщество, познакомился с менторами и организаторами. Потом меня отчислили (улыбается). По окончании курса основатели выбирали локального координатора. Было голосование — все указали на меня. Думаю, из-за того, что я активно помогал другим студентам и к тому времени общался с организаторами сообщества».

Строго плана развития сообщества в Узбекистане не было: ребята ориентировались по тому, как The Rolling Scopes продвигается в других городах. Первый год были только встречи со студентами для обсуждения технических тем. Далее проводили день открытых дверей, выпускные и позже начинали пробовать новые форматы — квизы, воркшопы в вузах.

rolling scopes

Фото: Евгений Сорочин / Spot

«Про The Rolling Scopes говорят в подкастах, пишут статьи на профильных ресурсах — это говорит о том, что нас знают и нам доверяют», — отмечает координатор RS School в Узбекистане, Senior software engineer EPAM Саидазиз Акбаров.

При наборе на курс нет ограничений. От будущего студента требуется только вовлечение и время. Интенсивность нарастающая. Для начинающих есть нулевой базовый курс — длительность 3 месяца, нагрузка 15−20 часов в неделю. После него следует основной курс — длительность 6−7 месяцев. Также RS School представляет дополнительные курсы, которые помогут овладеть профессией в общей сложности примерно за 9−12 месяцев: ANGULAR, REACT, NODE.JS и NODE.JS IN AWS.

К концу первого уровня учащийся владеет обязательными инструментами для вхождения в IT. И финальная часть курса — это написание большого приложения, причем студента не ограничивают в теме и сфере применения. Итоговое задание — групповое, потому что в IT также нужны высокие навыки командной работы.

«Трудоустройство после прохождения курса зависит от теоретических знаний и практических навыков. К примеру, если мы говорим про студента, у которого RS — первый опыт в сфере, то возможно следует дополнительно пройти стажировку в IT-компании. Среди тех, кто только входит в IT высокая конкуренция. Мы не обещаем, что после курса студент сразу начнет зарабатывать миллиарды, а лишь предоставляем возможность развиваться и пробовать себя», — подчеркнул Саидазиз.

Все вебинары проходят онлайн на YouTube и остаются доступны после их проведения в виде записи. В целом все материалы находятся в открытом доступе. После каждой лекции студенты получают домашнее задание.

rolling scopes

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Все анонсы мероприятий, которые проходят в Узбекистане, можно найти в Telegram-канале. Сейчас команда в стране состоит из 5 координаторов и более 10 менторов.

О менторстве

Со второго этапа студентов начинают всячески поддерживать менторы. Но чтобы попасть к нему после первого уровня, нужно успешно пройти собеседование, в противном случае студент продолжает обучение самостоятельно. Также для студентов доступно приложение, в котором виден курс программы и можно отслеживать успеваемость.

«Круто, что студент видит не только свой прогресс, но и других — это здорово подстегивает. Еще у нас есть интересная история с бейджиками. Каждый может оставить бейджик в благодарность другому студенту — и это как медальки, которые видно в профиле», — говорит Зафар Ходжаев.

Так как RS School — это бесплатная образовательная программа, все координаторы и менторы ведут деятельность на добровольной основе.

«Представим пирамиду Маслоу — у IT-специалистов уровень „самореализация“ достигается через подобные инициативы. Нас всех кто-то когда-то учил, теперь наш черед передавать знания. Считаю, что теория „хорошее не бывает бесплатным“ — это не про IT, это миф, который мы и разрушаем. RS-комьюнити про людей, для которых обучение и саморазвитие — это хобби», — отметил Саидазиз Акбаров.

На первом наборе в программу в 2013 году глобально было всего 23 студента, к 2016 году — более 400. В Узбекистане в 2021 году было 662 студента, из них завершить курс смогли 30, трудоустроено более 15 человек. Как отмечают координаторы, это связано с тем, что курс интенсивный и требует полного погружения — как полный рабочий день. В 2022 году в Узбекистане было уже 1631 — успешно окончили курс 65 студентов, трудоустроено более 30 человек.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Представители сообщества считают такой двухкратный рост за год хорошим результатом.

После успешного завершения курса менторы могут забрать студента к себе в компанию. Также партнеры сообщества всегда рады выпускникам RS School, предоставляя возможность пройти стажировку.

Как войти в IT

Для тех, кто только задумывается о выборе IT-направления, Зафар и Саидазиз дали несколько советов:

  • полностью погрузиться в эту сферу и окружить себя подкастами, фильмами, полезными ресурсами;
  • стать частью IT-комьюнити;
  • отслеживать потребности рынка;
  • перебороть страх и начать проходить интервью;
  • не бояться ошибаться и задавать глупые вопросы.

Также неотъемлемая часть IT-сферы — это прохождение интервью. Поэтому следует настроить себя на частое прохождение собеседований и понимать, что практически каждое интервью — полезный опыт.

«Особое внимание нужно уделять вопросам, на которые вы не смогли ответить. После разговора обязательно находите ответы — это ваше домашнее задание. Не отметайте их в сторону с мыслью, что это вам никогда не понадобится. Ведь задачи на интервью ставятся для того, чтобы понять, знаете ли вы какую-то фишечку и можете ли найти решение», — говорят программисты.

Незнание следует направлять в правильное русло, не зацикливаясь на том, что не смогли дать ответ. Еще после интервью направляется фидбэк, в котором будет указано, в чем вы хороши, а над чем надо поработать.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Зафар и Саидазиз также развеяли несколько популярных IT-мифов:

Войти в IT легко

Сложно, особенно в текущее время. IT — непростая отрасль, для вхождения в которую нужно иметь большой багаж знаний. Также будучи IT-специалистом нужно уметь следить за быстроразвивающимся рынком и новыми технологиями.

В IT-сфере высокие зарплаты

Это правда на территории СНГ, но если брать глобально, например США и Европу, то IT-специалисты получают столько же, сколько и инженеры других отраслей. Там в топе по зарплатам — стоматологи, юристы, финансисты. На территории СНГ ситуация немного другая, что связано с возможностью онлайн-формата работы. Так, специалисты могут работать на зарубежных рынках, что и создает ощущение разрыва в заработной плате. Опять-таки, посмотрим статистику по Узбекистану — в топе далеко не IT-индустрия.

Работать где-нибудь на островах

Классно, когда компания это позволяет. Но такая практика встречается не так часто, как кажется. Поэтому это частично миф.

Вакансий много, работу найти легко

Это зависит от направления вакансии и уровня соискателя (Junior, Middle, Senior). К примеру, джунам сложнее, так как на одну позицию может быть больше тысячи желающих. Тогда как на уровне сеньоров обратная ситуация — вакансий больше, чем специалистов.

IT — только для молодых

Я тоже раньше так считал, но это миф. Сегодня знаю достаточно много кейсов, где специалисты, построив карьеру в какой-то иной сфере, решают перейти в IT. Могу предположить, что в таком случае вход в сферу будет немного сложнее и дольше, так как молодое поколение уже выросло в обнимку с компьютером и телефоном, что не скажешь про представителей постарше. В этом, да, есть свои трудности — но ничего невозможного нет. Сама сфера не диктует никаких возрастных условий.

Нужен особый склад ума

Частично правда. Некоторые направления IT-сферы требуют определенного склада ума — у специалиста должно быть развито алгоритмическое мышление.

Обязательное знание английского языка

Да, обязательно. Большая часть новых технологий документируется на английском языке. Специалист должен уметь читать ее и понимать, а также самостоятельно писать техническую документацию на тот код, который написал. Нужно уметь разговаривать, особенно если в планах работа не с локальным рынком.

IT-специалисты интроверты

Миф! И наше сообщество тому доказательство. Да, мы любим удаленный формат работы и не любим созвоны. Но при этом нам нравится собираться в живую и устраивать различные конференции.