В конце марта президент Шавкат Мирзиёев утвердил новую программу приватизации.

В её рамках планируется реализовать пакеты акций в 40 крупных предприятиях через «народное IPO». Население получит возможность купить напрямую до 2% акций АГМК, НГМК, Узметкомбината, Uztelecom и других госкомпаний.

Термин «народный» означает, что как можно больше простых людей — частных инвесторов — должны принять участие в IPО. Это позволит привлечь больше капитала, повысить ликвидность на фондовом рынке, предоставит гражданам возможность инвестировать и получать дополнительный доход.

Это не первый раз, когда глава государства анонсирует IPО ряда крупных госкомпаний. Но впервые первичное и вторичное размещение (IPO и SPO) планируют проводить не на фондовой бирже, а на E-auksion. Сейчас на этой площадке проводятся аукционные торги по продаже или сдаче в аренду государственного или частного имущества, земли, техники и т. д.

Согласно постановлению президента:

  • для отечественных инвесторов создается возможность их идентификации, заключения договоров с инвестиционными посредниками и открытия счета депо через платформы E-auksion, включая ее мобильное приложение, в онлайн-режиме;
  • на E-auksion создаются равные условия для участия всех инвестиционных посредников и их клиентов в покупке акций;
  • электронное заявление для покупки акций может подаваться самим инвестором либо через инвестиционного посредника;
  • по итогам онлайн-аукционов регистрация договоров купли-продажи осуществляется за пределами торговых площадок организаторов торгов ценными бумагами, информация о результате регистрации направляется в персональный кабинет инвестора.

Финансовый аналитик Карен Срапионов назвал идею реализации бумаг на платформе для онлайн-аукционов «катастрофой».

В ведомстве АУГА в свою очередь «оценили озабоченность» эксперта, однако «во избежание некоторых заблуждений и разночтений» выразили возражения.

Spot узнал у Карена Срапионова, как изменился фондовый рынок с весны 2018 года, когда был проведено первое IPO, какие инвесторы — розничные или профессиональные — больше нужны рынку и что не так с планами проведения IPO на E-auksion.


ауга, карен срапионов, народное ipo

Карен Срапионов

Партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group.

Первое IPO в Узбекистане прошло весной 2018 года. С тех пор произошло достаточно много изменений.

Но по сути главных проблем решено не было: низкая ликвидность, сложность доступа инвесторов и многое другое остались как и прежде.

Прошедшие сделки безусловно добавили некоторый объём и активность на рынок, привлекли инвесторов, но масштаб изменений не соответствует ожиданиям.

Ни одно из проведенных размещений нельзя назвать «народным», так как этот термин несёт большую ответственность, а объём и степень подготовки всех предыдущих размещений не дотягивал до требуемого уровня.

По моему мнению, в стране может быть проведено два-три народных IPO. Скорее всего, с акциями НГМК и АГМК, которые по всем параметрам могут соответствовать достойной цели для такого размещения — большие, качественные компании, с огромными перспективами роста и работой с полезными ископаемыми, добываемыми из недр страны.

В вопросах привлечения розничных и институциональных инвесторов нет противопоставления. Более того, ограничение одной из этих групп имело бы негативный эффект.

Розничные инвесторы дают ликвидность и активность на рынке, институциональные — объём торгов, контроль и влияние на корпоративное управление, ведь это их работа. Соответственно, они посвящают больше времени изучению компаний, законодательства, участию в собраниях.

Но стимулировать нужно все группы инвесторов — как резидентов, так и нерезидентов республики.

Помимо прочего, на нашей практике видно, что первыми бумагами начинают интересоваться именно иностранные инвесторы в связи с их большим опытом.

А когда цены достигают определенного уровня, то и местные инвесторы включаются в игру и имеют возможность активно зарабатывать.

Касательно установки лимитов (во время проведения первых IPO были установлены ограничения на количество акций. Например, при размещении «Кварца» один человек мог подать заявку на покупку не более 2287 акций — прим. Spot) мы имели крайне негативный опыт: ограничения на некоторых размещениях привели к ограничению спроса — люди хотели купить больше, но не могли.

Если такие лимиты и должны устанавливаться, то на каких-то высоких пороговых значениях в 10−15−20% от объёма размещения, чтобы не допустить консолидации акций при размещении в одних руках.

А задержки в проведении IPO оглашенных компаний указывают на проблему в установлении неадекватных сроков.

Процесс подготовки к IPO длительный и сложный, тем более, что нельзя проводить много IPO одновременно — у инвесторов просто не хватит ресурсов поучаствовать во всех.

Практика ставит всё на свои места: думаю, ожидать больше, чем трех-пяти значительных размещений в год — сложно.

Риски проведения IPO на E-auksion

Инициативу проведения IPO на e-auksion считаю крайне необдуманным, вредным и нелогичным решением, которое приведет, и уже привело, к ухудшению имиджа рынка Узбекистана как среди местных, так и иностранных инвесторов.

Одним из аргументов АУГА в пользу проведения E-auksion было то, что за прошлый год площадку посетили 4,3 млн пользователей, а сайт Ташкентской фондовой биржи — 113 тыс. посетителей. Я крайне сомневаюсь в правдивости этой статистики.

Если руководствоваться только цифрами о посещаемости, наверное, стоит проводить IPO на страницах социальных сетей.

Количество пользователей E-auksion, поучаствовавших в торгах, вряд ли настолько существенно превышает число пользователей сайта биржи или сайта госуслуг.

Да и покупка акций требует наличия счета депо, проведения сделки в торговой системе, последующего доступа ко вторичному рынку, что сайтом E-auksion не обеспечивается, да и обеспечиваться не может.

В частности, утверждалось, что на площадки можно проводить удаленную идентификацию клиентов, принимать заявки круглосуточно, в том числе через мобильное приложение. Но это заявление не имеет под собой никакой логики и технических факторов.

Более того, АУГА отметило, что вторичная торговля в любом случае будет осуществляться на биржевом рынке и потребует заключения договоров, авторизации, подключения к торгам.

Таким образом искусственно создаётся bottleneck (это ограничение, при котором теряется доля производительности или пропускной возможности системы. — прим. Spot).

В следствии этого может быть ограничен спрос и цены при размещении будут минимальными, что приводит к убыткам в первую очередь непрофессиональных розничных инвесторов.

На бирже уже почти год ведется работа над законодательством об удаленной авторизации и в случае реализации, никаких причин беспокоиться об ограниченности доступа не будет.

Как сообщили в АУГА, для «народного» IPO выбраны прибыльные компании, имеющие возможность платить дивиденды. Но возможность их выплачивать, да и даже наличие прибыли, не является определяющей характеристикой — важны их динамики, размер, доходность, перспективы и прочее.

К примеру, большинство государственных масложировых заводов страны были прибыльными, но после перевода закупа семян хлопчатника на биржевые торги их цена, а значит и себестоимость для заводов, выросла в 4,5 раза.

Заводы потеряли возможность их покупать из-за отсутствия денежных средств (не в последнюю очередь из-за нездоровой дивидендной политики, проводимой государством) и стали проигрывать конкуренцию частным предприятиям.

Там же говорится о поэтапном выставлении и тщательной подготовке, но этого в тексте документа нет. Напротив, отражены крайне короткие сроки определения всех параметров процесса — две недели или месяц на все про все.

Основную часть комментария же заняло уверение в наличии широкого однократного доступа к платформе. Вызывает сомнение целесообразность расходования средств, времени, усилий на разработку механизма однократного доступа к платформе (скорее, и не получится, так как вторичный рынок будет реализовываться на платформе РФБ «Тошкент»).

Наверняка эффективнее содействовать скорейшему запуску удаленного открытия счетов для населения в депозитарной системе. Тем более кажется, что этот процесс находится в продвинутой стадии.

Более того, без работы с брокерами по открытию счетов депо не обойтись, даже если у пользователей будет право купить акции без брокера на E-auksion.

В Агентстве также заявили, что подписка на акции на E-auksion не приведет к формированию параллельной торговой площадки, так как вторичные торги народного IPO будут осуществляться на бирже. А чем больше будет реализовано населению акций на первичном рынке, тем больше ожидается совершение сделок по акциям на вторичном рынке, что послужит увеличению оборота фондового рынка.

Но коллеги в АУГА забывают, что цена будущего размещения влияет на текущие котировки акций. А 21 из 40 компаний уже торгуются на РФБ.

За счет неопределенности это будет отпугивать инвесторов. Об этом даже заявил президент АБР на панельной дискуссии в рамках II Ташкентского международного инвестиционного форума, сказав, что даже небольшая доля непредсказуемости отпугивает инвестора.

Если цель стоит в увеличении оборота фондового рынка, то почему бы не направить усилия на организацию всего процесса на РФБ?

Словом, к документу и действиям властей все еще больше вопросов, чем ответов.


Spot обратился за комментариями в АУГА, но на момент публикации не получил ответа.