Уже не первый десяток лет в Ташкенте проходят различные ярмарки ручных работ, национальных изделий, местных брендов. Проводятся они обычно на выходных в общественных местах — гостиницах, ТРЦ, парках, галереях.
Одним из таких проектов было Teplo — маркет, объединяющий различные локальные бренды. Сначала ярмарки были приурочены к праздникам, потом они стали проходить чаще — раз в месяц в выходные.
Teplo стало единственным проектом, которое переросло из ярмарок в постоянное пространство — магазин. Его открытие прошло в декабре прошлого года. Для резидентов это дало возможность арендовать помещение на выгодных условиях, объединиться с другими брендами в продвижении.
Сейчас в магазине 56 брендов одежды, аксессуаров, украшений, продукций для дома, натурального мыла и эфирных масел, изделий из керамики и др.
Какие еще преимущества дает Teplo, на каких условиях сотрудничают с резидентами, насколько прибылен бизнес и на кого он нацелен — об этом в интервью Spot рассказала основательница проекта Чарос Камалова.
Все начиналось с вязания
В студенческие годы я стажировалась в американском посольстве. Занималась организацией выставок и культурных поездок — уже тогда меня интересовала эта сфера. Далее другой интересный опыт — открывали с супругом турфирму, где снова была возможность погружаться в культуру нашей страны, сотрудничать с ремесленниками и представителями творческих профессий.
После была школа этикета и декрет, в котором я начала вязать. По началу это были большие пледы, которые и получили название Teplo. Тогда, в 2017 году — в Ташкенте не было большого ассортимента пряжи. Так появилась следующая идея для бизнеса — магазин аксессуаров для вязания.
Первый магазин был на Чиланзаре. Это была неудобная локация для наших клиентов, поэтому со временем мы перебрались в центр — здание, в котором находится студия Art Life. Здесь мы организовали стол для мастер-классов. Мастера делали такие классные вещи, но о них, к сожалению, совсем мало кто знал. Тогда мы решили провести первый фестиваль в поддержку вязания.
После фестиваля стало понятно — нужно продолжать развивать культуру и организовывать подобные мероприятия для жителей города. Здесь у меня и зародилась идея маркета, где каждый смог бы найти что-то для себя — готовое изделие, пряжу, аксессуары и другое. Также обязательным в программе были мастер-классы.
Но я столкнулась с тем, что вязальщицы не были заинтересованы в таком пространстве и сообществе. Мы уже успели взять место в аренду к Новому году, куда из 30 участников пришло лишь 10. Так маркет вязания превратился в ярмарку разных новогодних подарков. Мероприятие прошло во Дворце творчества молодежи.
Это было 1 декабря 2018 года. Переживала, что на маркет вообще никто не придет, но в итоге посетителей было много. Нас также поддержали разные мастера. В тот день мы получили ключевой отклик — «продолжайте».
До карантина мы успели провести маркет в преддверии 8 марта, а потом затишье. К сентябрю магазин с аксессуарами для вязания пришлось закрыть.
Так маркет Teplo стал самостоятельным проектом. Резидентов нахожу сама — список критериев был всегда в голове. С самого начала у нас был строгий отбор. Для нас всегда было важно как презентуется продукция, какое внимание уделяется деталям, упаковке, отвечает ли продукция тенденциям, актуальна ли она по форме.
В начале искали сами такие проекты, но сегодня уже собрали большую базу и всё чаще новые проекты сами выходят с нами на связь.
В 2021 году ярмарка проводилась чаще, у маркета появились постоянные резиденты и поклонники среди покупателей. Мероприятие стало довольно популярным событием — и все благодаря атмосфере тепла.
Зарабатывать на маркете мы до сих пор не начали. Иногда после организации ярмарки остаемся в плюсе на два-три миллиона, но я их не считаю, потому что возвращаю эти деньги обратно в проект.
Однажды мы ушли в минус на 20 млн сумов. Это было грандиозное двухдневное мероприятие в Японском саду в сентябре 2022 года. Парк разбили на разные локации — маркет, практики, мастер-классы для детей, фуд-зона, диджеи, вечером был концерт. Я не учла, что для организации и проведения фестиваля нужно очень много рук, что будут доставки столов, аппаратуры и прочего. Какие-то незначительные моменты ушли из виду и вылились в такой материальный минус.
Могу поделиться и другими цифрами. Общий бюджет организации ушел за 100 млн сумов. Аренда для участников маркета за два дня составляла 800 тыс. сумов. Посетителей было около 10 тыс., участников маркета — 120 человек. Мы с улыбкой приняли этот опыт, потому что в любом случае это была хорошая инвестиция — было громко, красиво и на фестивале был весь город!
Да, я могла сэкономить на декорациях, артистах, но для меня в первую очередь была важна атмосфера и высокий уровень организации. Добавлю, что фестиваль помог мне понять, чему мне еще нужно поучиться.
Больше чем хобби
Я не воспринимала маркет как работу — это было хобби. Затем я полгода проработала в найме со строгим графиком и поняла, что это не про меня. Тогда и пришло осознание, что у меня на руках есть готовый проект — больше, чем хобби.
Еще до проведения фестиваля я задалась вопросом: как еще мы можем поддержать локальные бренды? Так в столице появился Teplo Store — атмосферное пространство для продвижения локальных брендов.
Я обратилась к международному опыту продвижения концептуальных магазинов и пришла к единому видению точки в Ташкенте. Далее был поиск локации, переговоры с участниками маркета и ремонт.
В июле 2022 года мы определились с локацией — NRG Oybek, 31/2, в декабре состоялось открытие пространства. Все так хорошо пошло, что до сих пор выдохнуть не можем.
Мы арендовали помещение в 200 кв. м. Думаю, наше лучшее решение тогда — позвать дизайнера, который смог точно отразить идею проекта. Первые пять месяцев аренды у нас были каникулы — это период, когда не нужно было выплачивать арендную плату. Платить мы начали с января этого года.
Резидентами становятся не все
Параллельно с ремонтом я вела переговоры с будущими резидентами. Они могли выбрать локацию под свой бренд — маленькие и большие полки, остров или целый угол. Величина арендной платы для участников зависит от выбранного места — в среднем от $150 до $300. Отмечу, что первые участники арендовали на льготных условиях. Открытие прошло с 30 брендами.
На площадке работают два менеджер и технический персонал по поддержке чистоты. Сегодня мы покрываем наши операционные расходы — аренда, затраты на воду и свет, зарплаты сотрудникам. Только на зарплаты уходит порядка 30 млн сумов в месяц.
Маркет окупается за счет аренды мест. А с ярмарками, которые продолжаем проводить, все сложнее, планируем привлекать партнеров и спонсоров.
Юридически мы комиссионный магазин, все представленные бренды — наши комитенты. Мы принимаем изделия и помогаем их реализовать без наценок. С каждым участником заключен договор, что кстати подтолкнуло большое количество мастеров зарегистрировать свою деятельность. Для того, чтобы сотрудничать с нами им необходимо хотя бы получить сертификат о самозанятости.
Я слышу очень много отзывов, что продажи растут. В Teplo Store не было ни дня без продаж, а сумма не падает ниже 3−4 млн сумов в день.
В открытие пространства мы вложили около $50 тыс. Чтобы выйти на ощутимую прибыль в Teplo Store мы должны полностью заполнить магазин — места еще есть. Сегодня мы заполнены примерно на 85%. Да, у нас есть свободные полки, но с момента открытия получаем примерно 15 заявок в месяц. С точки зрения бизнеса мы уже давно могли бы заполнить магазин, но не все проекты подходят для нашего пространства.
Чтобы стать резидентом Teplo Store нужно заполнить заявку, где мы просим в двух словах рассказать о бренде, поделиться ссылкой на социальную сеть или отправить фото изделий. Так мы можем понять, как человек относится к своему делу. И я сразу понимаю — наш формат или нет. Отказов было много, кто-то даже обижался, но по-другому никак. Для меня важно поддерживать атмосферу «тепла».
Для продвижения Teplo Store мы используем социальные сети. У нас есть SMM-менеджер. Вся наша онлайн-активность проходит в Instagram. В офлайн используем площадки ярмарок для дополнительной рекламы, что тоже эффективно. В дни мероприятий у нас высокая посещаемость — около 10 тыс. человек за два дня. Отмечу и охваты в сети, если собрать все упоминания нас, наберем около двух млн пользователей.
70% аудитории — девушки от 18 до 45 лет, социально активные и ответственные, работают или учатся, путешествуют, зачастую семейные, понимают значимость поддержки локальных брендов.
Конкурентами можно расценивать каждый магазин одежды и аксессуаров как в нашем городе, так и за пределами страны, потому что онлайн заказы популярны среди нашей аудитории. Конкуренции много, это и мотивирует наших дизайнеров стараться предлагать лучшее.
А мы в свою очередь стараемся транслировать ценность поддержки именно локальных брендов. Поддерживая их мы вносим свой вклад в развитие этой индустрии в нашей стране. Добавлю, что можно по-разному поддерживать локальные бренды — говорить о них, лайкать и репостить, но покупка — вот самая настоящая поддержка, которая и нужна.
Мы также поговорили с резидентами Teplo Store о том, как долго они сотрудничают с Чарос и как это повлияло на бренд.
Ойнура Асланова,
основательница OYNUR.
OYNUR — это одежда простых, классических и романтичных силуэтов. Бренд существует с 2019 года, а в декабре 2021 года стал участником новогоднего маркета Тепло.
Помню за два дня участия в маркете мы заплатили 300 тыс. сумов, а продажи составили более 4 млн.
Участие в маркете помогло поверить в проект, что подтолкнуло к дальнейшему развитию бизнеса — маркеты стали долгожданным событием. На первом Teplo-маркете мы впервые увиделись и пообщались лицом к лицу с нашими клиентами и почувствовали приятную атмосферу офлайн-продаж.
В конце 2022 года OYNUR был в поисках небольшого помещения в аренду для офлайн-магазина. Я столкнулась с популярной проблемой — высокая арендная плата. Тогда Чарос и связалась со мной по поводу открытия Teplo Store. В первые месяцы продажи выросли в два раза.
Сегодня у OYNUR высокие продажи: в апреле мы заработали более 39 млн сумов.
Оля Вис,
основательница Visart.
Visart — это яркие иллюстрации с добавлением национального колорита.
Сотрудничаю с локальными брендами и международными компаниями, а с Teplo еще со времен первых ламповых маркетов. Тогда первым представленным продуктом были открытки. Сегодня же в Teplo Store можно найти красочные шоперы, стикеры и открытки. Продажи растут вместе с популярностью самого магазина и в цифрах — это намного выше среднего заработка.
Алена Ерценкина,
основательница Soul Accessories.
Изначально бренд специализировался на серебряных изделиях — кольца с гравировкой, браслеты и серьги. На уникальную продукцию можно нанести индивидуальные надписи. Сейчас я пробую новые позиции, сохраняя идею душевности.
Сотрудничаю с Teplo с самого первого маркета и отмечу, что с появлением Teplo Store продажи постепенно увеличиваются, появляются новые покупатели и возможность рассказать про бренд.