С 16 по 18 мая в Самарканде прошло 32-е годовое заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития и деловой форум.

Темой мероприятия в этом году стало «Инвестиции в жизнеспособность». Представители правительств, предприниматели, экономисты и другие эксперты в течение трех дней обсуждали стратегии реагирования на текущий кризис и планы подготовки к будущему устойчивому росту.

Генеральный директор Commonwealth Partnership Uzbekistan Денис Соколов побывал на мероприятии и делится своими выводами и наблюдениями.


денис соколов

Денис Соколов,

Генеральный директор Commonwealth Partnership / Uzbekistan.

Многие относятся к такого рода форумам с определенным скепсисом, не без оснований полагая, что произносимые на сессиях слова не имеют отношения к повседневной жизни. С одной стороны это так, но с другой — последствия заявлений проявляются далеко не сразу.

Внимательное изучение материалов и выступлений позволяет «заглянуть в будущее».

С программной речью на форуме выступил руководитель администрации президента Сардор Умурзаков. Он обозначил шесть основных направлений развития экономики:

1. госуправление — компактный и эффективный аппарат;

2. зеленая экономика — Узбекистан должен стать пионером в зеленом переходе в регионе;

3. малые и средние предприятия — поддержка частного предпринимательства;

4. защита прав инвесторов, создание юридических структур, в том числе коммерческого суда;

5. приватизация госимущества;

6. вступление в ВТО.

Обращает на себя внимание отсутствие вечной мантры про привлечение инвестиций. Чиновники поняли, что инвесторы — это не мыши, которые идут на запах сыра, а люди, которым нужна понятная и прозрачная среда, а также адекватная доходность.

Для некоторой части узбекистанского частного бизнеса пока характерно отношение к инвесторам, как к покупателям на базаре — им показывают мифическую доходность в надежде, что инвестор «клюнет». Это размывает доверие. Прозрачность рынка, которая необходима инвесторам, заключается в доверии и достоверности информации.

Зеленая экономика и региональное лидерство в зеленом переходе — конечно, дань тематике форума, но это вполне претендует на инвестиционную идею для страны. Дело в том, что зеленая повестка «встраивается» в программу трансформации экономики.

То есть в отличие от других стран, где экономические механизмы уже сложились в старой парадигме и зеленые преобразования сопряжены с дополнительными издержками, Узбекистан может сразу строить зеленую экономику. Особенно с учетом активной поддержки со стороны международных финансовых организаций. Для рынка недвижимости это означает, что каждое новое здание должно, если не иметь зеленого сертификата, то учитывать тренд на декарбонизацию.

Организаторы провели блиц-опрос среди участников о том, что является главным для построения устойчивого зеленого города. Победил ответ «активное участие всех стейкхолдеров» далее следовали «эффективное планирование» и с большим отставанием «доступ к финансированию» и «инновационные технологии».

Замечу, что отвечали на вопрос лучшие представители делового сообщества. И действительно, именно участие на всех уровнях в решении задачи декарбонизации важнее, чем финансирование. Финансирование позволяет ускорить процесс, но вовсе не гарантирует правильного приложения сил.

Что касается предпринимательства и мелкого бизнеса, как я понимаю, власти исповедуют либеральный рыночный подход: отказ от избыточного регулирования, что вполне соответствует идее компактного правительства. Я бы также отметил высокую предприимчивость жителей страны. К сожалению, статистика не отражает ситуации, но по сравнению с другими странами, даже с более высоким уровнем ВВП на душу населения, ремесленная экономика гораздо более распространена. Возможно, это связано с историческими ограничениями внешней торговли и большим упором на локализацию. Но эту особенность нельзя недооценивать: ремесленная экономика — это один из ресурсов устойчивости страны.

В целом, я бы эту стратегию описал так: мы прикладываем воздействие там, где можно получить максимальный мультипликтивный эффект, создаем традиционную для либеральной экономики среду и обеспечиваем свободное предпринимательство. Это очень прагматичный подход.

Несмотря на то, что Центральная Азия показывает опережающие темпы экономического роста, по сравнению с мировой экономикой, этого может оказаться недостаточно для обеспечения молодого и растущего населения рабочими местами. Это означает, что нужно развивать постиндустриальную экономику, которая и позволяет создавать не только высокооплачиваемые рабочие места, но и формирует платежеспособный потребительский спрос.

Как сказал Георгий Паресишвили, глава Ташкентской фондовой биржи, листинг компании на локальной бирже создает спрос на юридические услуги, финансовых консультантов, оценщиков и т. д.

В Узбекистане экономика растет стремительными темпами, и поддержание темпов роста требует развитой финансовой системы. Центральный банк два года назад перешел к стратегии таргетирования инфляции, теперь задача заключается в развитии кредитования в национальной валюте. Для этого необходимо снижение процентных ставок и инфляции.

Что касается приватизации госимущества, то мне понравился тезис о том, что перед тем как приватизировать компании, необходимо трансформировать управление. То есть нужно начать управлять ими как частным бизнесом. Это амбициозная задача, потому что страны часто пытаются, наоборот, скинуть «с баланса» то, чем не получается эффективно управлять. В результате активы уходят по более низкой стоимости и оказываются в руках спекулятивных инвесторов.

Что касается вступления в ВТО, то многие ошибочно полагают, что присоединение к этой организации оставляет внутренний рынок без защиты. На самом деле ВТО дает в руки регуляторов стандартные и эффективные инструменты защиты как внутреннего рынка, так и экспортеров. Конечно, этот инструментарий предстоит освоить — куда проще вводить административным порядком запретительные пошлины. Движение в сторону интеграции с ВТО необходимо, так каждый шаг в этом направлении — хорошая новость для инвестиционного климата.

И напоследок. Многие меня критикуют за излишнее внимание к официальной риторике, мол, неважно что говорят, важно что делают. Я считаю, что, анализируя действия, надо применять принцип не подтверждений, а опровержений. Иными словами, успешная реализация стратегии определяется не отдельными фактами, ей соответствующими (условно, сколько малых предприятий открылось) а минимизацией противоположных тенденций (сколько предприятий обанкротилось из-за избыточного регулирования).

Собственно, именно так нужно оценивать вектор развития страны — по тому, принимаются ли реальные шаги в направлении, обратном декларированному. Именно на это смотрит инвестиционное сообщество, а не на победные реляции.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции