Со-основатель и руководитель Hayat Mediсal Centre Нуриддин Нуритдинов в сферу медицины попал не случайно: еще с детства хотел стать врачом — помогать людям, спасать жизни.

Вечерами во время учебы в магистратуре подрабатывал врачом скорой помощи государственной клиники. Позже был опыт в частном секторе. Тогда Нуриддин пришел к выводу, что за медицинские услуги и сервис, который априори бесплатные, люди готовы платить деньги.

Именно это осознание, по его словам, сподвигло после окончания учебы открыть небольшую частную медицинскую клинику, которая впоследствии сумела привлечь большие инвестиции и превратилась в сеть клиник Hayat.

Нуриддинов рассказал Spot, с какими ошибками столкнулся за время работы, кем был обманут и на что призывает обращать внимание, когда строишь бизнес в медицине.


Не контролировал работу сотрудников

Сначала в вопросах продвижения компании сотрудничали с агентством. Но спустя время захотелось иметь команду по продвижению в штате: масштаб работы и бюджет позволяло сделать это. Думали, что так будет эффективнее.

На объявление о поиске сотрудника откликнулось много кандидатов. Выбор на горе-сотрудника пал не спроста: хорошее резюме, несколько успешных кейсов за плечами.

Доверие и практически полное отсутствие времени для контроля его работы привели к тому, что он почти перестал вести наши страницы в социальных сетях, работу сдавал не в срок, качество упало.

Вдобавок, в кабинете организовал офис своего агентства — принимал клиентов, стал вести параллельно другие проекты.

Узнали мы об этом, увидев на рабочем столе его договоры, заключенными с другими компаниями.

На «вопрос в лоб» отнекиваться не стал, сказал, что от других клиентов отказываться не будет. Нас такое расклад дел не устроил, поэтому мы разошлись полюбовно.

Этот случай научил нас тому, что тотальное доверие и отсутствие времени для контроля работы обречено на провал.

Сегодня мы работаем с агентством: команда профессионалов с большим опытом выполняет задачи в срок и качественно. В штат сотрудника для продвижения не рассматриваем.

Работал с госсектором

Был у нас опыт работы и с государственным сектором — развивалось несколько проектов. Например, несколько лет назад, я решил открыть в государственной поликлинике заборный пункт по приему биоматериалов для дальнейших лабораторных исследований.

Для пациентов это было бы удобно — не нужно ехать в частные лаборатории и терять время.

После переговоров главврач дал нам добро. По договоренности мы арендовали площадь в поликлинике, работали слаженно.

Кадровые изменения в управлении случались часто — раз в полгода-год. Так, постоянная смена руководства привела к непониманию и разногласиям.

Нам приходилось из раза в раз приводить аргументы и доказывать преимущества нашего проекта новому начальству.

Приняли решение преждевременно прекратить сотрудничество и больше не работать с государственным сектором. Для нас это не интересно, не рентабельно. Так бывает.

Принимал поспешные решения

Пару лет назад мы наняли сотрудника на должность лечащего врача.

Обговорили все условия сотрудничества, и до того как подписать трудовой договор, подготовили ему кабинет, приобрели оборудование, которого у него на предыдущем месте работы не было, но он хотел иметь.

Перед тем как приступить к работе, буквально в самый последний момент, человек отказался от работы, сославшись на то, что уезжает на стажировку в США. И это при том, что не было ни слова сказано о стажировке на собеседовании.

Купленное оборудование суммой в $20 тыс. простояло бесхозно полгода, пока мы не наняли другого работника.

Почему полгода? Потому что квалифицированных и опытных врачей найти не так просто. А брать на работу специалистов без должных навыков не в моих правилах.

Теперь мы берем специалистов, работаем с ними от полугода до года, смотрим на профессионализм и только после проводим «апгрейд» оборудования, направления — покупаем дополнительное оборудование, расширяем деятельность.

Не думал о своем здоровье

Когда я только начал заниматься предпринимательством, я мало отдыхал.

Бывало такое, что я начинал работу в 7 утра и заканчивал её за полночь. Это продолжалось около пяти лет.

Я работал без выходных, не считая рабочих встреч и поездок, в течение которых я тоже нисколько не отвлекался от работы.

В последнее время понял, что это стало сказываться на моем здоровье: начало подскакивать давление, были артериальные кризы, я стал быстрее и чаще уставать и все это не могло не повлиять на качество жизни и работы.

С тех пор я принял решение брать один выходной в неделю и в этот день полностью отлучаться от дел, посвящать свое время семье и восстановлению сил.

В ближайшие три года в моих планах сделать себе два стабильных выходных, чтобы была возможность мозгу и телу набираться сил.

Выбирал ненадежных партнеров

Эта ошибка не связана с деятельностью клиники. Ее допустил еще в юности, когда мы с другом открыли малый бизнес: в домашнем парнике выращивали зелень и продавали на оптовом базаре.

Каждое утро тщательно приводили зелень в порядок, чтобы на прилавках она выглядела эстетично и вкусно (улыбается).

На первых парах, когда опыта еще в предпринимательстве практически не было, мы «напоролись» на недобросовестную продавщицу зелени.

Увидев наш товар она с восторгом решила выкупить его целиком по оптовой цене.

Единственное, она попросила дождаться окончания оптовой торговли, закрепив за собой наш товар и уверив, что сможет расплатиться с нами лишь после. Мы согласились. Так мы простояли в ожидании три часа — с пяти до восьми утра.

Вернувшись она сказала, что нам нужно было учесть некоторые моменты, например то, что товар некачественный, что было ложью, и что теперь она готова купить его за сниженную стоимость.

Отдать зелень кому-то другому уже не представлялось возможным, так как на рынке не осталось покупателей. Забрать ее с собой и привезти на продажу на следующий день — тоже. Все-таки товар скоропортящийся.

В следующий раз мы нашли надежного партнера, которому отдавали весь товар и сразу же получали деньги.

Нам, естественно, было обидно. Но этот случай меня научил быть настороже в будущем, и дал понимание, что иметь надежных партнеров — ключ к успеху в любом деле.

Поэтому советую не доверять людям безоговорочно. По возможности надо наводить справки, начинать с небольших оборотов.